Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Киселева Г.В.,
судей Луневой С.П., Тепловой Т.В.,
при секретаре Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-УПФ РФ по Новоселицкому району СК - Складова Н.А. на решение Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 11 мая 2017
по гражданскому делу по иску Щуровой С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоселицкому району Ставропольского края о признании права на включение в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии по старости в льготном порядке,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Щурова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоселицкому району Ставропольского края, указав, что она работала в должности фельдшера скорой помощи Новоселицкого территориального медицинского объединения с 19.03.1992 по 07.02.2001. В настоящее время продолжает работать в должности фельдшера скорой помощи в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ставропольского края "Новоселицкая центральная районная больница". Указывает, что на сегодняшний день ее возраст соответствует для выхода на досрочную трудовую пенсию по старости как медицинскому работнику в соответствии с под.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В связи с этим Щурова С.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ по Новоселицкому району и ГУ - Отделение ПФР по СК для оценки ее пенсионных прав.
Согласно письмам от 28.08.2014 N09-07/2546, 26.12.2014 N07-13/3233, 30.06.2016 N09-07/1944 следует, что период ее работы в должности фельдшера скорой помощи Новоселицкого территориального медицинского объединения (далее - ТМО) с 01.11.1999 по 07.02.2001, совпадающий с периодом работы в ТМО, исключен из подсчета специального стажа, ввиду того, что территориальные медицинские объединения не предусмотрены в числе структурных подразделений организаций, указанных в пункте 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной или иной работой охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1066.
Не согласившись с доводами, изложенными в вышеуказанных ответах, Щурова С.В. обратилась в Новоселицкий районный суд Ставропольского края с иском ГУ-УПФ РФ по Новоселицкому району о включении в трудовой стаж периода работы с 01.11.1999 по 31.12.2001.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, включив в специальный трудовой стаж периодов работы с 01.11.1999 по 07.02.2001 в должности фельдшера скорой помощи Новоселицкого ТМО, период работы с 08.02.2001 по 31.12.2001 в должности фельдшера скорой помощи ГУЗ "Новоселицкая центральная районная больница". На основании указанно решения Щурова С.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ по Новоселицкому району за досрочным назначением страховой пенсии по старости.
Согласно решению об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 01.03.207 N2 период ее работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке по решению суда, вступившему в законную силу 10.01.2017. При обращении в суд Щуровой С.В. в исковом заявлении не указывалось о льготном исчислении периода работы с 01.11.1999 по 31.12.2001, вследствие чего судом, указанный довод не исследован, при этом, в решении суда не указано в календарном или льготном порядке включается ее стаж. Считает, что период работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 подлежит включению в льготном порядке с коэффициентом один год работы за один год и три месяца.
По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Кроме того, УПФР по Новоселицкому району не учтено, что согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 31.05.2006 N435 "Об установлении тождества наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "Фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", который содержит перечень наименований должностей, в отношении которых установлено тождество "фельдшер", в том числе и в отношении наименования "фельдшер скорой помощи" и, следовательно, применяются ко всему периоду работы в рамках действующего законодательства.
Однако, судом было установлено, что назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицу, осуществлявшему деятельность по охране здоровья в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым лицо состояло в трудовых отношениях или его структурного подразделения.
Истец Щурова С.В. просит суд признать право на включение в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии по старости, период моей работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 в должности фельдшера скорой помощи Новоселицкого ТМО в льготном порядке с коэффициентом один год работы за один год и три месяца.
Обжалуемым решением Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 11 мая 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Признано за Щуровой С.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на включение в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии по старости, период работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 в должности фельдшера скорой помощи Новоселицкого ТМО и Государственного учреждения здравоохранения "Новоселицкая центральная районная больница" и в льготном порядке с коэффициентом один год работы за один год и 3 (три) месяца.
В апелляционной жалобе представитель ГУ-УПФ РФ по Новоселицкому району СК просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска - отказать.
Считает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Полагает, что положения ст.61 ГПК РФ в данном случае не применимы, поскольку предметом иска по делу, рассмотренным Новоселицким районным судом Ставропольского края от 08.12.2016, не являлось признание права истца Щуровой С.В. периодов работы в льготном порядке. Суд первой инстанции удовлетворил иск Щуровой С.В. в части ее периодов работы в Новоселицком ТМО, так как территориальные медицинские объединения списком от 29.10.2002 не предусмотрены. В данном деле учитывался вопрос тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно решению суда от 11 мая 2017 года предметом иска в обоих случаях являлись требования истца к ГУ-УПФ РФ по Новоселицкому району Ставропольского края о включении Щуровой С.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы с 01.11.1999 по 31.12.2001, основания исковых требований при разрешении спора Новоселицким районным судом Ставропольского края от 08.12.2016 и настоящего дела является включение в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы и льготный порядок исчисления работы, по мнению суда, предмет и основания иска совпадают. Однако, одним из видов стажа, является специальный трудовой стаж, в который, как правило, включаются понятия выслуга лет и стаж государственной гражданской службы. Вышеизложенное обстоятельство и приведенные положения закона указывают на не правильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не доказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Считает, что отсутствуют достаточные и относимые доказательства о признании права Щуровой С.В. на включение в специальный стаж периода работы, дающий право для назначения пенсии по старости в льготном порядке.
В письменных возражениях Щурова С.В. просит суд решение Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 11 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению состоявшегося решения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности)
(ч. 4 ст. 30).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 01.11.1999, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01.11.1999.
В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления от 06.09.1991 N 464 один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, решением Новоселицкого районного суда от 08.12.2016 года в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включены период работы Щуровой С.В. с 01.11.1999 года по 07.02.2001 года в должности фельдшера скорой помощи Новоселицкого ТМО; период работы с 08.02.2001 по 31.12.2001 в должности фельдшера скорой помощи Государственного учреждения здравоохранения "Новоселицкая центральная районная больница". Решение суда вступило в законную силу 10.01.2017 года.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоселицкому району Ставропольского края об отказе в (срочном назначении страховой пенсии по старости от 01.03.2017 года N2 Щуровой С.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ, из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения.
В решении указано было, что стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Щуровой С.В, ГУ-УПФ РФ по Новоселицкому району Ставропольского края определен 24 года 03 месяца 25 дней при требуемом - 25 лет, а также период работы Щуровой С.В. в Новоселицком ТМО в должности фельдшера скорой мощи с 01.11.1999 по 31.12.2001 ГУ-УПФ РФ по Новоселицкому району Ставропольского края зачтен в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке по решению Новоселицкого районного суда от 08.12.2016 года.
При рассмотрении гражданского дела N2-674/16 по иску Щуровой С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоселицкому району Ставропольского края о включении в специальный стаж для назначения пенсии по старости периода работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 истицей Щуровой С.В. не указывалось о льготном исчислении периода работы, вследствие чего судом указанный довод не исследовался, и в решение суда вопрос о том, в каком календарном или льготном порядке подлежит исчислению стаж, не указан.
Разрешая исковые требования, судом первой инстанции также установлено, что истица обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как медицинский работник, проработавший 25 лет только в сельской местности.
Спорные периоды работы, которые истец просит зачесть в льготном порядке (с 1.11.1999 г. по 31.12.2001 г.) и которые были включены Пенсионным фондом в медицинский стаж истца в календарном порядке, имели место после 01.11.1999 г.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что истица в период 01.11.1999 года по 31.12.2001 года работала в условиях, отвечающих вышеуказанным требованиям законодательства.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основанием применения льготного исчисления стажа является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками здравоохранения, выполнение которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Новоселицкого районного суда от 08.12.2016 года было установлено, что назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицу, осуществляющему деятельность по охране здоровья в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым лицо состояло в трудовых отношениях, или его структурного подразделения.
Удовлетворяя иск суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности включить период работы истца в специальный стаж в льготном исчислении.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, суд постановилзаконное и обоснованное решение, при этом не допустив нарушений норм материального или процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 11 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.