Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Дубинина А.И.,
судей Муратовой Н.И., Криволаповой Е.А.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
с участием прокурора Дрёмовой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Пятигорска Рыбиной Е.В. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 18 мая 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних к администрации города Пятигорска, МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" и МБДОУ детский сад N 41 "Планета детства" об обязании организовать прохождение психиатрического освидетельствования,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Заместитель Прокурора города Пятигорска обратился в Пятигорский городской суд в интересах неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних с иском к администрации города Пятигорска, МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" и МБДОУ детский сад N 41 "Планета детства" об обязании организовать прохождение психиатрического освидетельствования.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что прокуратурой
г. Пятигорска на основании п. 11 плана работы прокуратуры на первое полугодие 2017 г., проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства об образовании в части прохождения работниками муниципальных образовательных организаций обязательных психиатрических освидетельствований работников, по результатам которой в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 41 "Планета детства" выявлены нарушения требований ТК РФ, ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", выразившиеся в следующем. Статьей 6 Закона РФ от 02.07.1992
N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 28.04.1993
N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работами в условиях повышенной опасности, определен Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695. Пунктами 3, 6 Постановления предусмотрено, что освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем. Согласно Перечню, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работников учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Однако в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм закона, 70 сотрудников учреждения психиатрическое освидетельствование в установленном законом порядке не прошли, что недопустимо, поскольку это не обеспечивает полную безопасность детей, пребывающих в учреждении. Уставом учреждения определено, что учредителем является муниципальное образование город-курорт Пятигорск. Таким образом, возмещение затрат на проведение обязательных психиатрического освидетельствования работников, возлагаются на учредителя такого учреждения, то есть на администрацию
г. Пятигорска. Функции и полномочия учредителя в части полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет МУ "Управление образования администрации города Пятигорска". В ходе проверки установлено, что обязанность по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования не исполнена ввиду отсутствия денежных средств.
Истец просил суд обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 41 "Планета детства" в течение месяца с момента вступления в силу решения суда организовать прохождение всеми работниками образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования в соответствии с требованиями Порядка прохождения обязательно психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работами в условиях повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695. При недостаточности средств у образовательной организации обязать администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 41 "Планета детства".
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 18 мая 2017 года возложена обязанность на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 41 "Планета детства" в течение месяца с момента вступления в силу решения суда организовать прохождение всеми работниками образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования в соответствии с требованиями Порядка прохождения обязательно психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работами в условиях повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695.
При недостаточности средств у образовательной организации возложена обязанность на администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 41 "Планета детства".
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Пятигорска Рыбина Е.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства об образовании в части прохождения работниками муниципальных образовательных организаций обязательных психиатрических освидетельствований работников, по результатам которой в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 41 "Планета детства" выявлены нарушения требований ТК РФ, ФЗ от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", выразившиеся в том, что 70 сотрудников учреждения психиатрическое освидетельствование в установленном законом порядке не прошли.
Выявив указанные нарушения, прокурор города Пятигорска обратился в суд с данным исковым заявлением, предъявленным в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Так же судом установлено, что заведующей МБДОУ детский сад N 41 "Планета детства" в адрес МУ "Управление образования администрации
г. Пятигорска" неоднократно направлялись служебные записки с просьбой решить вопрос о финансировании прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками учреждения.
Согласно пояснениям ответчиков, данных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, обязанность по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования не исполнена ввиду отсутствия денежных средств.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что требования прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, являются законными и обоснованными, что служит основанием для возложения обязанности на МБДОУ детский сад N 41 "Планета детства" в течение месяца с момента вступления в силу решения суда организовать прохождение всеми работниками образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования, а при недостаточности средств у образовательной организации обязав администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска и МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников МБДОУ детский сад N 41 "Планета детства".
При этом суд правомерно исходил из того, что бездействия ответчиков нарушают действующее законодательство, ущемляют права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.
Так, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В соответствии абз. 13 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с абз. 7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников.
Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
В силу п. 3 Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности
Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет (п. 5 Правил).
Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (п. 6 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно таблице 2 Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" медицинским противопоказанием для осуществления деятельности работниками учебно-воспитательных учреждений; детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе, сезонных; детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ - интернатов, интернатов при школах; лечебно - профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов - интернатов, непосредственно, связанных с организацией питания пациентов, тренерами, инструкторами по плаванию, работниками бассейнов и лечебных ванн, отпускающие процедуры, медицинским противопоказанием для осуществления деятельности данных категорий работников является заболевание эпилепсией и синкопальные состояния.
Анализ приведенных предписаний Перечня и Порядка, утвержденных федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, позволяет привести вывод, что данные предписания направлены на выявление у работников, в том числе детских дошкольных учреждений, заболевания, препятствующие выполнению ими работы; обеспечивают охрану труда, а также жизнь и здоровье несовершеннолетних, обучающихся в данных учреждениях; предупреждают возникновение угрозы безопасности учащихся, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы их жизни и здоровью.
Согласно ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Согласно Устава МБДОУ детского сада N 41 "Планета детства" учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город- курорт Пятигорск. Функции и полномочия учредителя осуществляет МУ "Управление образования администрации
г. Пятигорска" " (пункты 1.3, 1.4 Устава).
Согласно п. 4.2 Устава МБДОУ детского сада N 41 "Планета детства" финансовое обеспечение осуществляется за счет субсидии из бюджета города Пятигорска.
Таким образом, как верно указал суд, возмещение затрат на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников возлагаются на учредителя такого учреждения - администрацию г. Пятигорска. Функции и полномочия учредителя в части полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет МУ "Управление образования администрации города Пятигорска".
Исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, установив, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства детский сад не обеспечил прохождение всеми работниками образовательного учреждения обязательных периодических медицинских осмотров, чем поставил под угрозу безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования прокурора г. Пятигорска.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, полагает его соответствующим фактическим обстоятельства дела и положениям действующего законодательства.
К доводам апелляционной жалобы представителя администрации
г. Пятигорска судебная коллегия относится критически, поскольку они не содержат законные основания для освобождения ответчика от возлагаемой ответственности.
В целом доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 18 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.