Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Берко А.В.,
судей Горкуна В.Н. и Чернышовой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Горбань В.В.,
с участием помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Сквирко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ОАО "РЖД" Гоцак О.В. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 30 мая 2017 года по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского регионального участка Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала - ОАО "РЖД" о возложения обязанности произвести работы по оборудованию пассажирской платформы 3-ий километр города Минеральные Воды (ПК 4) в части уклона пандуса не более 1:12, в соответствии с установленными требованиями, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
заслушав доклад судьи краевого суда Горкуна В.Н.,
установила:
Первоначально Минераловодский межрайонный транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мещанский районный суд города Москвы с указанным иском. Требования мотивировал тем, что в порядке исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.07.2011 года N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", а также требований норм подзаконных актов Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой 28.09.2016г. проведена проверка исполнения законодательства в социальной сфере, в том числе о защите прав потребителей на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" (далее - Северо-Кавказская дирекция пассажирских обустройств), в ходе которой установлены факты отсутствия навеса на пассажирской платформе станции 3-й километр города Минеральные Воды навеса, а также уклона при 45° при допустимой норме 1:12, что неизбежно приведет к тяжелым последствиям, в том числе причинению вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, во время неблагоприятных погодных условий (сильная жара, снегопад, ветер, ливень, град), травмам социально незащищенной категории пассажиров, в том числе пенсионеров, инвалидов, что данная платформа является собственностью ответчика, а поэтому ответчик в лице Минераловодского регионального участка Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" обязан произвести: работы по оборудованию указанной пассажирской платформы навесом, в соответствии с установленными требованиями в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также работы по приведению ее в соответствие относительно обустройства уклона платформы не более 1:12 в соответствии с установленными требованиями в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Минераловодского городского суда Ставропольского края принят отказ Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского регионального участка Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала - ОАО "РЖД" о возложения обязанности произвести работы по оборудованию пассажирской платформы 3-ий километр города Минеральные Воды (ПК 4) навесом. Производство по делу в этой части прекращено.
Указанное определение городского суда никем в установленном законом порядке не обжаловано.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 30 мая 2017 года настоящий иск удовлетворен.
Ответчик обязан произвести работы по оборудованию пассажирской платформы 3-ий километр города Минеральные Воды (ПК 4) в части уклона пандуса не более 1:12 в соответствии с установленными требованиями в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и взыскал с ОАО "Российские железные дороги" в бюджет Минераловодского городского округа государственную пошлину в размере "" рублей.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" Гоцак О.В., действуя по доверенности от 12.12.2016г., просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что иск основан на нормах Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" СП 2.5.1198-03, в частности, относящиеся к железнодорожным вокзалам, тогда как согласно копии справки о количестве имущества Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств по состоянию на 1 мая 2017г., выданной начальником сектора управления имуществом Л.П. Лагойда, на балансе Минераловодского участка Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажир обустройств - филиала ОАО "РЖД" железнодорожные вокзалы не числятся, что вмешательство прокурора в хозяйственную деятельность ответчика недопустима, на недопустимость применения к данным правовым отношениям Федерального закона "О защите прав потребителей", что указанный в решении срок для его исполнения не реален.
Письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поступили.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ОАО "РЖД" Котелевской Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Сквирко Р.В. об отказе в удовлетворении жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции при разрешении настоящего спора правильно руководствовался нормами Федерального Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязывающих Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивать инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно статье 39 данного Федерального закона закрепляет то, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В обеспечение исполнения данного материального специального закона были разработаны и введены в действие с 3 июня 2003 года "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 года.
Согласно пункту 3.1.17. Названных правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12).
28 сентября 2016 года в установленном законом порядке Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена комплексная проверка исполнения законодательства о защите прав пассажиров в Минераловодском участке Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой выявлено то, что пассажирская платформа 3-ий километр города Минеральные Воды (ПК 4) не отвечает требованиям вышеуказанных положений закона, технических регламентов и санитарно-эпидемиологических правил, с составлением соответствующего акта.
Данные факт никем в установленном законом порядке не опровергнуты и в настоящей апелляционной жалобе не отрицаются.
Указанная пассажирская платформа станции 3-й километр города Минеральные Воды находится в собственности ответчика, что подтверждается материалами дела.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к выводам о незаконности действий ответчика по не оборудованию указанной платформы специальными устройствами, обеспечивающими доступность инвалидов о необходимоста возложения на него обязанности по производству работы по оборудованию пассажирской платформы 3-ий километр города Минеральные Воды (ПК 4) в части уклона пандуса не более 1:12, в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с п. 3.1.17 Санитарно-эпидемиологических правила СП 2.5.1198- 03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 3 марта 2003 года, для удобства пребывания и пере; движения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 х 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота си 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 х 155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу пункта 2 Правил перевозок, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Миш стерства транспорта от 19 декабря 2013 года N 473, перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Суд первой инстанции, при разрешении настоящего спора правильно руководствовался указанными в мотивировочной части решения нормами материальных законов и нормами процессуального закона.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и выводов суда не опровергают.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется.
Руководствуясь, статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 30 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.