Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 мая 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Фомина М.В.,
судей Строчкиной Е.А., Задорневой Н.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 23 мая 2017 года дело по частной жалобе Шахбазова М.Я.
на определение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 30 января 2017 года
по административному делу по административному исковому заявлению Шахбазова Михаила Яковлевича к ГКУ "ЦЗН Предгорного района", Министерству труда и социальной защиты по СК и прокуратуре Предгорного района о признании бездействий ГКУ "ЦЗН Предгорного района" незаконными, признании ответа Министерства труда и социальной защиты по СК, ответа ГКУ "ЦЗН Предгорного района", ответа Прокуратуры Ставропольского края незаконными и о возложении обязанности по устранению нарушений,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Шахбазов М.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просил суд обязать ГКУ "ЦЗН Предгорного района" осуществить для него, испытывающего трудности в трудоустройстве, поиск подходящей работы на 1 ставку среди должностей с должностными обязанностями связанных с оформлением документов, к которым в частности относятся служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учётом и обслуживанием деятельности организаций, помощники руководителя, работники по управлению персоналом, администраторы, специалисты, муниципальные служащие, инспекторы учреждений, органов местного самоуправления и государственной власти и другие должности, связанные с оформлением документов в любом виде деятельности организаций, с выдачей направлений для трудоустройства; обязать ГКУ "ЦЗН Предгорного района" осуществить поиск для него, испытывающего трудности в трудоустройстве подходящей работы по установленным квотам для инвалидов, среди должностей служащих, занятых подготовкой и оформлением документации, учётом и обслуживанием деятельности организаций, помощники руководителя, работники по управлению персоналом, администраторы, специалисты, муниципальные служащие, инспекторы учреждений, органов местного самоуправления и государственной власти и другие должности, связанные с оформлением документов в любом виде деятельности организаций, с выдачей направлений для трудоустройства; обязать ГКУ "ЦЗН Предгорного района" оказать содействие в поиске подходящей работы путем письменных предложений ему, испытывающего трудности в трудоустройстве возможные варианты для трудоустройства на наиболее походящую должность, связанную с подготовкой, оформлением документации, учётом и обслуживанием деятельности организаций в станице Ессентукской или городе Ессентуки; признать незаконным ответ Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 26.12.2016 года; признать незаконным ответ от 17.01.2017 года N 112 ГКУ "ЦЗН Предгорного района" которым сообщается об отказе ему в вынесении решения по отмене приказа о приостановке выплаты пособия по безработице; обязать ГКУ "ЦЗН Предгорного района" вынести решение об отмене приказа о приостановке выплаты пособия по безработице; признать незаконным бездействие ГКУ "ЦЗН Предгорного района" выразившихся в не открытии с 20.09.2016 года личного дела как незанятого гражданина и обязать ГКУ "ЦЗН Предгорного района" открыть с 20.09.2016 года личное дело как незанятого гражданина; признать незаконным ответ прокуратуры Ставропольского края от 09.01.2017 года N7/1-1859-2016 данного без учета его доводов, обстоятельств с доказательствами нарушений ГКУ "ЦЗН Предгорного района" и Министерства труда и социальной защиты по Ставропольскому краю.
Обжалуемым определением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 30 января 2017 года в принятии административного искового заявления Шахбазову М.Я. отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, поскольку заявление не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Шахбазов М.Я. с вынесенным определением суда не согласился и подал на него частную жалобу, в которой просит определение суда отменить. Полагает, что заявленные им требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
В порядке части 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства по административному делу.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решений органов государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если гражданин полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий. В то же время не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутрикорпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, которые подлежат разрешению в исковом порядке.
Статья 11 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 года "О занятости населения" предоставляет гражданам, чьи права в области занятости были нарушены в результате решений, действий и бездействий органов государственной службы занятости и их должностных лиц, обжаловать такие решения, действия или бездействие.
Обжалование решений органов государственной службы занятости и их должностных лиц, их действий или бездействия возможно как в административном порядке, так и в судебном.
В административном порядке обжалование осуществляется путем обращения гражданина в вышестоящий орган государственной службы занятости или к вышестоящему должностному лицу органа государственной службы занятости с жалобой на решения, действия, бездействие нижестоящего органа государственной службы занятости или его должностного лица.
Так, согласно пункту 96 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513, получатели государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления такой государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, действия или бездействие:
- государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), их работников и должностных лиц - в территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам РФ;
- территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам РФ, их работников и должностных лиц - в Федеральную службу по труду и занятости;
- Федеральной службы по труду и занятости, ее работников и должностных лиц - в Минздравсоцразвития РФ (на сегодняшний день данные функции выполняет Министерство труда и социальной защиты РФ).
Обжалование решений, действий, бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в административном порядке осуществляется в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Данный Федеральный закон предусматривает, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Государственный орган или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Судебный порядок обжалования регулируется с 15.09.2015 года главой 22 КАС РФ. Положения данной главы предусматривают, что любой гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из содержания административного искового заявления, Шахбазов М.Я. обратился в суд за защитой своих прав, так как считает, что ему ГКУ "ЦЗН Предгорного района" незаконно отказал в содействии в поиске подходящей работы. Ответы ГКУ "ЦЗН Предгорного района" и Министерства труда и социальной защиты по Ставропольскому краю, с которыми он не согласен, также являются незаконными.
В обоснование отказа в принятии административного иска суд в определении об этом сослался на то, что в данном случае между Шахбазовым М.Я. и ГКУ "ЦЗН Предгорного района", а также Министерством труда и социальной защиты по Ставропольскому краю имеется спор о защите трудовых и социальных прав административного истца, который подлежит разрешению в рамках ГПК РФ в исковом порядке.
Судебная коллегия считает данные выводы ошибочными, поскольку они основаны на неправильном применении материального и процессуального права.
Статьей 15 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 года "О занятости населения" регулируется деятельность государственной службы занятости населения, которая направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
В связи с изложенным, ссылка в обжалуемом определении на наличие в данном случае спора о защите трудовых и социальных прав является несостоятельной и противоречит установленным в данном Законе правовым, экономическим и организационным основам государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, осуществляемые через органы государственной власти в сфере занятости населения.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Исходя из характера заявленных Шахбазовым М.Я. требований, избранный им способ защиты права путем обращения в суд в порядке главы 22 КАС РФ с административным иском об оспаривании действий ГКУ "ЦЗН Предгорного района" соответствует статье 218 КАС РФ, а вывод судьи о том, что стороны в указанных правоотношениях обладают равенством и у них отсутствуют властные полномочия по отношению друг к другу, является неверным.
С учетом приведенных выше положений законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации заявление Шахбазова М.Я. об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, признании незаконными ответов этих органов, должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
При таком положении отказ в принятии административного иска, предполагающее перераспределение лежащего на государственном органе бремени доказывания правомерности действий (бездействия), законности принимаемых актов и направленных ответов, нельзя признать законным.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судьей неправильно определен вид судопроизводства, в порядке которого заявление Шахбазова М.Я. подлежит рассмотрению и разрешению судом.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у судьи не имелось установленных законом препятствий для принятия административного искового заявления Шахбазова М.Я. к производству суда.
Неправильное применение судьей норм административного процессуального законодательства привело к вынесению неверного определения в части, создавшего необоснованные препятствия Шахбазову М.Я. в реализации права на судебную защиту в установленной законом форме.
Допущенные судьей нарушения норм действующего законодательства являются существенными, в связи с чем, определение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 30 января 2017 года подлежит с направлением материала по административному исковому заявлению Шахбазова М.Я. в суд для рассмотрения по существу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 30 января 2017 года отменить, материал направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.