Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 июня 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Задорневой Н.П. и Товчигречко М.М.
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Грачевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Грачевского муниципального района, администрации муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края об оспаривании бездействия органов местного самоуправления по проведению мероприятий по газоснабжению, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика главы администрации Грачевского муниципального района Кухарева Владимира Андреевича на решение Грачевского районного суда Ставропольского края от 6 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Грачевского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором с учетом внесенных в ходе судебного разбирательства изменений на основании статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Грачевского сельсовета, выразившегося в не обеспечении решения вопросов местного значения по проведению мероприятий по газоснабжению улицы Осенней в селе Грачевка, возложить на администрацию Грачевского муниципального района, администрацию муниципального образования Грачевского сельсовета обязанность устранить допущенные нарушения граждан и требований закона.
В обоснование требований указал, что в результате прокурорской проверки по обращению жителей улицы Осенней в селе Грачевка установлено, что органом местного самоуправления не принимаются меры по газоснабжению сельского поселения, что нарушает права граждан на благоприятные условия для жизни и здоровья.
Решением Грачевского районного суда от 6 марта 2017 года требования административного истца удовлетворены.
Судом признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Грачевского сельсовета, не обеспечившей решение вопросов местного значения по проведению мероприятий газоснабжения на улицы Осенней селе Грачевка.
Тем же решением на администрацию Грачевского муниципального района и администрацию муниципального образования Грачевского сельсовета возложена обязанность в срок до 01.07.2017 года устранить допущенные нарушения прав граждан и требований закона путем проведения соответствующих работ по газоснабжению.
Глава администрации Грачевского муниципального района Кухарев В.А. не согласился с решением, в апелляционной жалобе просит его отменить в части, указывает на отсутствие предусмотренных законом оснований для возложения обязанностей по устранению нарушений закона на администрацию муниципального района.
Представитель административного ответчика администрации Грачевского района Горкавенко О.Н. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение Грачевского районного суда от 06.03.2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в требованиях, предъявленных к муниципальному району.
Представитель заинтересованного лица акционерного общества "Грачевскрайгаз" Горбачева Н.А. в заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы оставила на усмотрение суда, пояснила, что заявок на участие в краевой инвестиционной программе "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ставропольского края на 2017-2021 годы" от Грачевского сельсовета не поступало.
В письменных возражениях глава муниципального образования Граческого сельсовета Таран С.А. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указал на то, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Действовавшее на момент предоставления земельных участков на улице Осенней законодательство не предусматривало обеспечения органом местного самоуправления технических условий их подключения к инженерным сетям.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд по вызову не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на решение, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции по настоящему административному делу допущены указанные нарушения.
В силу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в качестве условий для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов выступают несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов административного истца.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из положений пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных образований относится организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Закона.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также и другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14, вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 статьи 14).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14).
Согласно статье 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции от 28.11.2015 года) организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 9 Закона Ставропольского края от 2 марта 2005 года N 12-кз "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" вопрос об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесен к полномочиям сельских поселений.
Согласно пункту 4 статьи 7 Устава муниципального образования Грачевского сельского поселения организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения поселения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Грачевского района проведена проверка по обращению жителей улицы Осенней в селе Грачевка по вопросу бездействия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения.
В ходе проверки установлено, что граждане, проживающие на данной улице, неоднократно обращались в администрацию по поводу отсутствия газа в их домах, однако конкретные меры приняты не были.
В силу статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 года N 903 "О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций" 6 февраля 2017 года Губернатором Ставропольского края была утверждена краевая программа "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ставропольского края на 2017 - 2021 годы".
На уровне муниципального образования Грачевского сельсовета нормативно-правовых актов по вопросу газификации улицы Осенней поселения, мер к участию в вышеуказанной региональной программе, в конкурсном отборе программ развития территорий, основанных на местных инициативах согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 года N 550-п "Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Управление финансами", не принималось, то есть, бездействие местной администрации не связано с отсутствием источников финансирования.
Удовлетворяя в таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора к администрации Грачевского сельского поселения, суд первой инстанции в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 227 и пункта 1 части 9 и части 11 статьи 226 КАС РФ пришел к верному выводу о бездействии ответчика в реализации вопросов местного значения.
Доказательств в опровержение данных обстоятельств в соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ администрацией Грачевского сельского совета представлено не было, решение не обжаловано.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ, а также разъяснениями, содержащимися в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктом 2 части 4 статьи 180 КАС РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах.
Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, не отнесенных законом к их компетенции, противоречит положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и бюджетному законодательству.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310, пунктом 2 статьи 309 КАС РФ обжалуемое решение суда первой инстанции по настоящему административному делу в части возложения на администрацию Грачевского муниципального района обязанности по газификации сельского поселения подлежит отмене, с принятием по делу в данной части нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грачевского районного суда от 6 марта 2017 года в части возложения на администрацию Грачевского муниципального района Ставропольского края обязанности в срок до 01.07.2017 года устранить допущенные нарушения прав граждан и требований закона, произвести соответствующие работы по газоснабжению улицы Осенней села Грачевка, отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска прокурора Грачевского района в данной части отказать.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.