Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 01 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Брянского В.Ю., Болотовой Л.А.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе Хачатряна Самвела Суриковича на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Хачатряна С.С. о признании незаконным и отмене решения старшего инспектора отдела по вопросам миграции ОМВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хачатрян С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения старшего инспектора отдела по вопросам миграции ОМВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.
В обоснование административного иска административный истец указал, что в соответствии с решением от 14 марта 2017 года, вынесенным старшим инспектором отдела по вопросам миграции ОМВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края Четвертаковым Н.В., ему сокращен срок временного пребывания в Российской Федерации до трех суток со дня уведомления о принятом решении.
Административный истец считает указанное решение незаконным, поскольку оно является вмешательством в его частную жизнь, вынуждает покинуть Российскую Федерацию, где у него имеются устойчивые семейные связи.
С 15 апреля 2016 года Хачатрян С.С. состоит в зарегистрированном браке с ... У него имеются на иждивении несовершеннолетии дети: ... Супруга и совместные дети являются гражданами Российской Федерации. Супруга не работает, находится в декретном отпуске по уходу за ребенком. С супругой и детьми, когда он прибывает в Российскую Федерацию, проживает по адресу: Кочубеевский район, село ...
Административный истец просил суд: признать незаконным и отменить решение от 14 марта 2017 года, вынесенное старшим инспектором отдела по вопросам миграции ОМВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края Четвертаковым Н.В. о сокращении срока временного пребывания гражданину Республики Армения Хачатряну С.С.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Хачатрян С.С. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, как незаконное, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с несоответствием изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права. Кроме того, судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы международного права, регламентирующие единство семьи и охраняющие права человека, поскольку судом не учтено, что административный истец длительно проживает на территории Российской Федерации, с 15 апреля 2016 года состоит в зарегистрированном браке, имеет на иждивении несовершеннолетних детей, супруга и совместные дети являются гражданами Российской Федерации. Супруга не работает, осуществляет уход за детьми. В настоящее время супруга и старший сын больны и Хачатрян С.С. не может покинуть Российскую Федерацию на такой длительный срок.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Хачатрян С.С., его представитель Вансович Н.И., представитель ОМВД по Кочубеевскому району, старший инспектор ОМВД по Кочубеевскому району Четвертаков Н.В., надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Кузнецова А.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами с одной стороны и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российской Федерации и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (введен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 389-Ф3 (вступил в силу 01 января 2014 года) въезд в Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, начальником ОМВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края Меркуловым В.В. 14 марта 2017 года утверждено решение старшего инспектора отдела по вопросам миграции ОМВД России по Кочубеевскому району Четвертакова Н.В. о сокращении срока временного пребывания гражданину Республики Армения Хачатрян С.С. Основанием для принятия указанного решения послужил факт превышения Хачатряном С.С. срока пребывания в 90 суток в течение каждого периода в 180 суток.
15 марта 2017 года Хачатряну С.С. вручено уведомление о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, разъяснена обязанность в соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" выехать из Российской Федерации в течение трех дней, о чем в данном уведомлении имеется подпись Хачатрян С.С.
Хачатрян С.С. въехал на территорию Российской Федерации 20 ноября 2016 года и фактически находился на территории Российской Федерации по 23 января 2017 года. После чего 17 февраля 2017 года через КПП "Адлер" снова въехал на территорию Российской Федерации и не был поставлен на миграционный учет по месту пребывания без выезда за пределы Российской Федерации, то есть фактически находился на территории Российской Федерации.
Указанные факты проживания Хачатрян С.С. на территории Российской Федерации в нарушение требований подп. 12 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" административным истцом и его представителем не оспаривались.
Между Хачатрян С.С. и ... заключен брак, что подтверждает свидетельство о заключении брака от 15 апреля 2016 года.
Супруги имеют троих несовершеннолетних детей: ...
Административный истец с семьей проживают в жилом помещении по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, село ...
Вместе с тем, наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на территории Российской Федерации, не освобождает иностранного гражданина от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Государство вправе устанавливать ответственность иностранных граждан за нарушение ими порядка пребывания в Российской Федерации в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, предотвращения преступлений, защиты здоровья или нравственности населения.
Установленные факты длительного проживания Хачатрян С.С. на территории Российской Федерации, регистрации брака с гражданкой Российской Федерации Хачатрян С.И., наличия троих малолетних детей не свидетельствуют о том, что правовые последствия сокращения срока временного пребывания на территории Российской Федерации представляют для иностранного гражданина серьезное вмешательство в сферу семейной, личной жизни, ведут к разъединению семьи.
Сам по себе факт принятия миграционным органом в отношении гражданина Республики Армения Хачатряну С.С., чьи родственники проживают на территории Российской Федерации и являются гражданами Российской Федерации, решения о сокращении срока временного пребывания на территории Российской Федерации не свидетельствует о вмешательстве в его личную и семейную жизнь.
Ранее Хачатрян С.С. неоднократно въезжал и выезжал из Российской Федерации, заполняя миграционные карты, длительное время находился на территории Российской Федерации, в связи с чем не мог не знать требований российского миграционного законодательства.
Доказательств получения патента либо разрешения на право занятия трудовой деятельностью в юридически значимый период либо иной легализации его пребывания на территории Российской Федерации административным истцом суду не представлено. Легализованного дохода, получаемого от законной трудовой деятельности на территории Российской Федерации, Хачатрян С.С. не имеет, доказательств содержания им семьи и несовершеннолетних детей, суду не представлено. Доказательств того, что именно административный истец Хачатрян С.С. содержит семью, равно как и доказательств того, что по объективным причинам административный истец не мог оформить документы на законное проживание на территории Российской Федерации, не представлено.
Доказательств наличия каких - либо исключительных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь Хачатряна С.С., а также его крайнюю невозможность покинуть территорию Российской Федерации в установленный законом срок в материалы административного дела не представлено.
Таким образом, к гражданину Республики Армения Хачатряну С.С., нарушившему миграционное законодательство Российской Федерации, обоснованно применено ограничение, предусмотренное федеральным законом - сокращение срока временного пребывания на территории Российской Федерации. Баланс публичных и частных интересов соблюден: сокращение срока временного пребывания иностранному гражданину на территории Российской Федерации является в данном случае адекватной мерой государственного реагирования на допущенные нарушения в сфере миграционного законодательства. Права и свободы административного истца как иностранного гражданина не нарушены, какая - либо обязанность на него незаконно не возложена. Очевидной несоразмерности и неоправданного вмешательства государства в личную и семейную жизнь Хачатряна С.С., не усматривается.
Обжалуемое решение принято административным ответчиком в пределах компетенции, в соответствии с законом, меры государственного реагирования на допущенные нарушения законодательства Российской Федерации следует признать адекватными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.