Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 июля 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Фомина М.В.,
судей Строчкиной Е.А., Брянского В.Ю.,
рассмотрев порядке упрощенного (письменного) производства 11 июля 2017 года дело по частной жалобе Рязанова Ю.А.
на определение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя от 07 июня 2017 года
по административному делу по административному исковому заявлению Рязанова Юрия Александровича к УМВД России по городу Ставрополю о признании незаконным бездействия должностного лица, возложении обязанности составить протокол в отношении юридического лица,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Рязанов Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по городу Ставрополю о признании незаконным бездействия должностного лица, возложении обязанности составить протокол в отношении юридического лица.
Судьей постановленоприведенное выше определение об отмене которого как незаконного просит Рязанов Ю.А., полагая, что обжалуемое им бездействие входит в сферу правового регулирования КАС РФ.
В порядке части 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства по административному делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи законным и обоснованным.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд указал, что данное административное исковое заявление не может быть принято к производству для рассмотрения в порядке КАС РФ и должно быть подано в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебная коллегия соглашается с указанной позицией суда.
Согласно части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Таким образом, из приведенных правовых положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, представляет собой не просто право на доступ к суду как способ защиты нарушенного или оспариваемого права, но и право на рассмотрение дела в том порядке (форме) и в той процедуре, которая для соответствующей категории дел специально установлена федеральным законом.
Согласно частям 1 - 3 статьи 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 6 статьи 218 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
Как следует из содержания части 5 статьи 1 КАС РФ, положения настоящего Кодекса не распространяются, в том числе, на производство по делам об административных правонарушениях.
Из указанных процессуальных норм следует недопустимость инициирования административного производства в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае если порядок рассмотрения и разрешения заявления регламентируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для дел, возникающих из административных правонарушений, предусмотрен установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок их рассмотрения.
Из материалов дела следует, что административный истец, обращаясь в суд с административным иском, просил признать незаконным бездействие должностного лица, выразившееся в не составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица в соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья правильно исходил из того, что оно подлежит рассмотрению в ином порядке, а именно, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно отказал в принятии административного искового заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм процессуального законодательства и представленных документах.
Доводы частной жалобы о том, что избранная административным истцом форма защиты своих прав путем подачи административного искового заявления о признании незаконным бездействия должностного лица, является правомерной, подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
С учетом изложенного обжалуемое определение подлежит оставлению без изменения, частная жалоба - без удовлетворения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя от 07 июня 2017 года оставить без изменения, частную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.