Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 08 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
судей Болотовой Л.А., Корнушенко О.Р.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционным жалобам администрации города Ставрополя, комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16 мая 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - дождевых канализаций.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - дождевых канализаций.
В обоснование административного иска административный истец указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с пунктом 3 плана работы прокуратуры на второе полугодие 2016 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при содержании ливневых сбросов на территории города Ставрополя и доводов обращения председателя ПОД "Протестный комитет г. Ставрополя" Черновой Л.И.
При проведении проверок установлено, что на земли городских лесов города Ставрополя с территории города осуществляется сброс ливневых вод по следующим координата водовыпуска:
по улице Космонавтов города Ставрополя, находится приемник дождевых и ливневых вод, сброс вод осуществляется с территории города Ставрополя, географические координаты сброса совпадают с истоком реки Мамайка (географические координаты 45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.). В результате сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером ... , на лесном участке N 7 урочища "Мамайская лесная дача", относящегося к землям населенных пунктов, переданного администрацией города Ставрополя на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Ставропольское городское лесничество", происходит размыв почвы, образование оврагов (протяженностью около 50 м.), уничтожение древесной и кустарной растительности городских лесов;
в районе дома N 2 по улице Приозерной города Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером ... , лесном участке N 4 урочища "Русская лесная дача", находящегося в постоянном (бессрочном пользовании) МБУ "Ставропольское городское лесничество", расположен приемник дождевых и ливневых вод для сброса вод с территории города Ставрополя (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°54"20,19 в.д.), сток направлен в лесной фонд и в реку Бучинская. По руслу сточных вод имеется размыв почвы и корневой системы зеленых насаждений;
в районе 566-го квартала на улице Южный обход города Ставрополя осуществляется сброс стоков (географические координаты точки сброса 44°59"34,86 с.ш. 41°55"22,62 в.д.) в границах земельного участка с кадастровым номером ... , лесного участка N 20 урочища "Мамайская лесная дача", находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании МБУ "Ставропольское городское лесничество". В связи с выводом вод с территории города Ставрополя в границы лесного участка произошло затопление 39 квартала урочища "Мамайская лесная дача" площадью 1,2 га, в результате чего образовалось два оврага площадью около 0,5 га., уничтожено более 67 деревьев.
Право собственности на объекты недвижимого имущества - дождевые канализации на указанных участках не зарегистрировано, что подтверждается информацией администрации города Ставрополя от 21 сентября 2016 года N 7-52-2016/2628, от 12 декабря 2016 года N 58-2016/2989, информацией государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайимущество" от 15 декабря 2016 года N 3113-09, объяснением главного специалиста отдела городских дорог комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 19.12.2016 ода.
Поскольку указанные сооружения ливневой канализации на территории земель лесного фонда не имеют собственника, контроль за их техническим состоянием, а также качеством сточных вод сбрасываемых с территории города не осуществляется.
Полномочия по водоотведению, в том числе по отведению бытовых, промышленных и ливневых сточных вод, относятся к ведению органов местного самоуправления. Кроме этого, из норм законодательства следует, что органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию сетей коммуникации. Наличие бесхозяйного имущества исключает вложение бюджетных средств на его ремонт и содержание.
С августа 2016 года в администрации города Ставрополя известно о нарушении целостности системы ливневых сооружений и размыве земельных покровов на лесных участках урочищ "Мамайская лесная дача" и "Русская лесная дача", указанное подтверждается требованием межрайонной природоохранной прокуратуры от 09 августа 2016 года N 20-11-2016/2427, информацией директора МБУ "Ставропольское городское лесничество" от 02 сентября 2016 года N 276, информацией руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя от 11 сентября 2016 года N 08/13-6563.
Кроме этого, 21 сентября 2016 года Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой главе администрации города Ставрополя внесено преставление в целях устранения нарушений Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно огвету на него от 25 октября 2016 года N 01/1-04-2141 работы по инвентаризации сетей дождевых коммуникаций администраций города запланированы и ведутся поэтапно в связи с дефицитом бюджетных средств, при этом фактически нарушения закона не устранены, меры к постановке на учет бесхозяйной вещи - дождевых канализаций не приняты.
Бездействие администрации города Ставрополя в части непринятия мер по соблюдению требований федерального законодательства нарушает требования статьи 42 Конституции РФ, части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения еще большего вреда в дальнейшем. Непринятие мер по ремонту и обслуживанию ливневой канализации приведет к дальнейшему ее разрушению, уничтожению плодородного слоя и лесных насаждений.
Административный истец с учетом уточнения административных исковых требований просил суд: признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, выразившихся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - дождевых канализаций, расположенных: по улице Космонавтов города Ставрополя с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером ... (географические координаты 45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.) на лесном участке N 7, урочища "Мамайская лесная дача"; в районе дома N 2, по улице Приозерной города Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером ... , лесном участке 4, урочища "Русская лесная дача" (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°54"20,19 в.д.);
возложить на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя обязанность по изготовлению технической документации на сети дождевой канализации, находящихся: по улице Космонавтов, города Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7, в районе дома N 2, по улице Приозерной, города Ставрополя на земельном участке с кадастровым номером ... ;
возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанность после изготовления технической документации, в месячный срок обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи - дождевых канализаций, проложенных - по улице Космонавтов города Ставрополя в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7, в районе дома N 2, по улице Приозерной, города Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером ... ;
обязать администрацию города Ставрополя для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала, на улице Южный обход города Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером ... , лесного участка N 20, урочища "Мамайская лесная дача".
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16 мая 2017 года признано незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - дождевых канализаций, проложенных:
по улице Космонавтов, города Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45°00" 44,52 с.ш. 41°56" 01,15 в.д.), на лесном участке N 7, урочища "Мамайская лесная дача";
в районе дома N 2 по улице Приозерной, города Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке N 4, урочища "Русская лесная дача" (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°54"20,19 в.д.).
На комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя возложена обязанность по изготовлению технической документации на сети дождевой канализации, находящихся:
по улице Космонавтов города Ставрополя с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45°00" 44,52 с.ш. 41°56" 01,15 в.д.), на лесном участке N 7, урочища "Мамайская лесная дача";
в районе дома N 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке N 4, урочища "Русская лесная дача" (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°54"20,19 в.д.).
На комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя возложена обязанность после изготовления технической документации, в месячный срок обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи - дождевых канализаций, проложенных:
по улице Космонавтов, города Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером ... (географические координаты 45°00" 44,52 с.ш. 41°56" 01,15 в.д.), на лесном участке N 7, урочища "Мамайская лесная дача";
в районе дома N 2, по улице Приозерной, города Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером ... , лесном участке N 4, урочища "Лесная дача" (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°54"20,19 в. д.).
На администрацию города Ставрополя для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду возложена обязанность организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала на улице Южный Обход, города Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером ... , лесного участка N 20, урочища "Мамайская лесная дача" (географические координаты точки сброса 44°59" 34,86 с.ш. 41°55" 22,62 в.д.).
Не согласившись с решением суда, администрация города Ставрополя и комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя подали на него апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя Лянгузова С.Н. просит отменить решение суда первой нистанции в части удовлетворения требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на администрацию города Ставрополя обязанности для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала на улице Южный Обход города Ставрополя в границах земельного участка с кадастровым номером ... , лесного участка N 20 урочища "Мамайская лесная дача" и в данной части принять новое решение, которым в удовлетворении требования административному истцу - отказать. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права.
Указывает, что согласно положениям КАС РФ предметом рассмотрения в суде является законность состоявшихся ненормативных правовых актов, решения и действий (бездействия) органов местного самоуправления. В случае установления судом оснований для признания незаконным решения, действия (бездействия), суд самостоятельно определяет способ устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился административный истец.
Полагает, что административный истец, не заявляя требование о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя в порядке, предусмотренном статьей 218 КАС РФ, и не представляя доказательств соответствующего бездействия, не вправе был заявлять требование о возложении на администрацию города Ставрополя обязанности осуществить определенные действия (организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала на улице Южный Обход города Ставрополя), и соответственно у суда в силу указанных обстоятельств отсутствовали правовые основания для удовлетворения указанного требования.
Кроме того, суд, удовлетворяя заявленное требование, не установилобстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения административного иска.
В апелляционной жалобе руководитель комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя просит решение суда об удовлетворении требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в требовании Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в части обязания комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя изготовить техническую документацию на сеть дождевой канализации в районе дома N 2 по улице Приозерной города Ставрополя и обязнии администрации города Ставрополя организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала на улице Южный обход города Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером ... , лесного участка N 20 урочище "Мамайская лесная дача" - отказать. Считает, что при вынесении решения судом первой инстанции не полном объеме исследованы материалы дела, дана им ненадлежащая оценка.
Указывает, что комитетом осуществлены мероприятия по обустройству нового дождевого коллектора параллельно ранее существующему коллектору - ООО "СУ-7 "ЮгСтройИнвест" и две трубы заведены в один сток. Таким образом, два дождевых коллектора имеют один сток. Учитывая данное обстоятельство, комитетом могут быть осуществлены мероприятия по инвентаризации лишь той части дождевого коллектора, которая построена ранее проведенных работ по строительству дождевого коллектора "СУ-7 "ЮгСтройИнвест", что в свою очередь, не будет соответствовать требованиям административного истца. Однако вышеуказанные доводы судом первой инстанции во внимание не приняты.
Земельный участок с кадастровым номером 26:12:031902:329, расположенный по адресу: город Ставрополь, урочище "Мамайская лесная дача", лесной участок 20, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у МБУ "Ставропольское городское лесничество". Обслуживающей организацией указанного участка автомобильной дороги и элементов водоотведения является Федеральное казенное учреждение "Управление ордена Знак почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства".
В отзыве на апелляционную жалобу администрации города Ставрополя представитель ФКУ Упрдор "Кавказ" Лавринович В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что бездействие администрации города Ставрополя в части непринятия мер по соблюдению требований федерального законодательства, нарушает требования статьи 42 Конституции РФ, части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения еще большего вреда в дальнейшем, непринятие мер по ремонту и обслуживанию ливневой канализации приведет к дальнейшему ее разрушению, уничтожению плодородного слоя и лесных насаждений.
В возражениях на апелляционные жалобы помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Ендовицкая Ю.Н. указывает на несостоятельность доводов апелляционных жалоб, просит решение суда оставить без изменения. Считает, что решение суда основано на правильном применении норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным.
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, представители комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, МБУ "Ставропольское городское лесничество", ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорого "Кавказ" Федерального дорожного агентства", ООО "Югстройинвест", в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзыва и возражений на нее, выслушав представителя администрации города Ставрополя Лянгузову С.Н., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя прокуратуры Ставропольского края Беланова В.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 12, пунктом "г" части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к категории защитных лесов, освоение которых осуществляется в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно статье 6, части 5 статьи 102 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых леса располагаются, в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В силу статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Положением статьи 49 Закона N 131-Ф3 предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.
В статье 51 Закона N 131 - ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Как следует из пункта 2 статьи 2 вышеназванного Федерального закона водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктами 7 и 9 Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185- 3 "Гидротехника. Основные понятия" под "водоснабжением" понимается подача воды потребителям, а под "канализацией" - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
В части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктами 4, 15 статьи 8, п.п. 7 части 1 статьи 10 решения Ставропольской городской Думы от 11 мая 2016 года N 847 "Об Уставе муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" к вопросам местного значения города Ставрополя относятся: организация в границах города Ставрополя электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения города Ставрополя, водоотведения, снабжения населения города Ставрополя топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Ставрополя, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, еду смотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на движимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности эту вещь.
Как следует из материалов дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с пунктом 3 плана работы прокуратуры на второе полугодие 2016 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при содержании ливневых сбросов на территории города Ставрополя и доводов обращения председателя "Протестный комитет города Ставрополя" Черновой Л.И.
При проведении проверок установлено, что на земли городских лесов города Ставрополя с территории города осуществляется сброс ливневых вод по следующим координатам водовыпуска:
по улице Космонавтов города Ставрополя, находится приемник дождевых и ливневых вод, сброс вод осуществляется с территории города Ставрополя, географические координаты сброса совпадают с истоком реки Мамайка (географические координаты 45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.). В результате сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером ... , на лесном участке N 7 урочища "Мамайская лесная дача", относящегося к землям населенных пунктов, переданного администрацией города Ставрополя на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Ставропольское городское лесничество", происходит размыв почвы, образование оврагов (протяженностью около 50 м.), уничтожение древесной и кустарной растительности городских лесов;
в районе дома N 2 по улице Приозерной города Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером ... , лесном участке N 4 урочища "Русская лесная дача", находящегося в постоянном (бессрочном пользовании) МБУ "Ставропольское городское лесничество", расположен приемник дождевых и ливневых вод для сброса вод с территории города Ставрополя (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°54"20,19 в.д.), сток направлен в лесной фонд и в реку Бучинская. По руслу сточных вод имеется размыв почвы и корневой системы зеленых насаждений;
в районе 566-го квартала на улице Южный обход города Ставрополя осуществляется сброс стоков (географические координаты точки сброса 44°59"34,86 с.ш. 41°55"22,62 в.д.) в границах земельного участка с кадастровым номером ... , лесного участка N 20 урочища "Мамайская лесная дача", находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании МБУ "Ставропольское городское лесничество". В связи с выводом вод с территории города Ставрополя в границы лесного участка произошло затопление 39 квартала урочища "Мамайская лесная дача" площадью 1,2 га, в результате чего образовалось два оврага площадью около 0,5 га., уничтожено более 67 деревьев.
Право собственности на объекты недвижимого имущества - дождевые канализации на указанных участках не зарегистрировано, что подтверждается информацией администрации города Ставрополя от 21 сентября 2016 года N 7-52-2016/2628, от 12 декабря 2016 года N 58-2016/2989, информацией государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайимущество" от 15 декабря 2016 года N 3113-09, объяснением главного специалиста отдела городских дорог комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 19.12.2016 ода.
Поскольку указанные сооружения ливневой канализации на территории земель лесного фонда не имеют собственника, контроль за их техническим состоянием, а также качеством сточных вод сбрасываемых с территории города не осуществляется.
Полномочия по водоотведению, в том числе по отведению бытовых, промышленных и ливневых сточных вод, относятся к ведению органов местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию сетей коммуникации.
С августа 2016 года администрации города Ставрополя было известно о нарушении целостности системы ливневых сооружений и размыве земельных покровов на лесных участках урочищ "Мамайская лесная дача" и "Русская лесная дача", указанное подтверждается требованием межрайонной природоохранной прокуратуры от 09 августа 2016 года N 20-11-2016/2427, информацией директора МБУ "Ставропольское городское лесничество" от 02 сентября 2016 года N 276, информацией руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя от 01 сентября 2016 года N 08/13-6563.
21 сентября 2016 года Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой главе администрации города Ставрополя внесено преставление в целях устранения нарушений требований Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно ответу на него от 25 октября 2016 года N 01/1-04-2141 работы по инвентаризации сетей дождевых коммуникаций администрацией города запланированы и ведутся поэтапно в связи с дефицитом бюджетных средств, при этом фактически нарушения закона не устранены, меры к постановке на учет бесхозяйной вещи - дождевых канализаций не приняты.
Бездействие администрации города Ставрополя в части непринятия мер по соблюдению требований федерального законодательства, нарушает требования действующего законодательства, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения еще большего вреда в дальнейшем.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - дождевых канализаций, обязания комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя изготовить техническую документацию на сети дождевой канализации, обязания комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя возложена обязанность после изготовления технической документации, в месячный срок обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи - дождевых канализаций.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566 квартала по улице Южный Обход, города Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером ... , лесного участка N 20, урочища "Мамайская лесная дача" (географические координаты точки сброса 44°59" 34,86 с.ш. 41°55" 22,62 в.д.).
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 3 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу указанных норм права предметом рассмотрения в суде является законность состоявшихся ненормативных правовых актов, решения и действий (бездействия) органов местного самоуправления. В случае установления судом оснований для признания незаконным решения, действия (бездействия), суд самостоятельно определяет способ устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился административный истец.
Заявленное административным истцом требование об обязании администрации города Ставрополя организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала на улице Южный Обход города Ставрополя согласно положениям КАС РФ могло быть лишь юридически правовым последствием устранения установленных судом нарушений органа местного самоуправления, выразившихся в принятии незаконных решений, действий (бездействий).
Однако, административный истец не заявлял в порядке, предусмотренном статьей 218 КАС РФ, требование о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившегося в непринятии мер по организации водоотведения стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала на улице Южный Обход города Ставрополя в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, и не представил доказательств соответствующего бездействия.
Проанализировав указанные выше нормы права, дав оценку представленным доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения административных исковых требований в указанной части.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16 мая 2017 года в части возложения обязанности на администрацию города Ставрополя для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566 квартала по улице Южный Обход, города Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером ... , лесного участка N 20, урочища "Мамайская лесная дача" (географические координаты точки сброса 44°59" 34,86 с.ш. 41°55" 22,62 в.д.) - отменить, апелляционную жалобу администрации города Ставрополя удовлетворить.
Принять в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ставрополя о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566 квартала по улице Южный Обход, города Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером ... , лесного участка N 20, урочища "Мамайская лесная дача" (географические координаты точки сброса 44°59" 34,86 с.ш. 41°55" 22,62 в.д.).
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.