Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 08 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
судей Болотовой Л.А., Корнушенко О.Р.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе главы администрации села Левокумского Левокумского района Ставропольского края на решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 12 мая 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования Левокумского сельсовета Ставропольского края о признании незаконным бездействия по не принятию на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, возложении обязанности по подготовке документации, необходимой для принятия на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, а также о возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования Левокумского сельсовета Ставропольского края о признании незаконным бездействия по не принятию на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, возложении обязанности по подготовке документации, необходимой для принятия на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, а также о возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения.
В обоснование административного иска административный истец указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с пунктом 2 плана работы на 1 полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в части реализации полномочий органов местного самоуправления по принятию на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Ставропольского края.
Проверкой установлено, что на территории Левокумского муниципального района Ставропольского края в границах муниципального образования Левокумского сельсовета в 1,1 км юго - восточнее села Левокумское, географические координаты 44*48"11.16" с.ш., 44*39"43.56" в.д. расположено гидротехническое сооружение в виде: ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), ГТС N 2 (водосбросное сооружение - водоспуск, водовыпуск донный). ГТС N 3 (водопроводящее сооружение - лоток пруда), образующие пруд (площадь водного зеркала 0,9 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне реки Кума. На гидротехническом сооружении пруда имеются дефекты и повреждения: наблюдается частичная просадка гребня водоподпорного сооружения, зарастание верхового откоса водоподпорного сооружения травянистой растительностью, имеются следы коррозии на металлических элементах водосбросного сооружения пруда. Уровень безопасности эксплуатационного состояния гидротехнических сооружений - неудовлетворительный.
Проверкой выявлены нарушения статьи 8, 9, 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 28 января 2002 года N 6: отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ); отсутствует проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно ? правовые акты и нормативно ? технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС (нарушение пункта 2.1 ПБ-03-438-02); не составлена декларация безопасности ГТС (нарушение пункта 2.3 ПБ-03-438-02); не определены критерии безопасности ГТС и его класс (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ, пункта 5.1 ПБ-03-438-02); не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ (нарушение пункта 2.5 ПБ-03-438-02); не определены последствия разрушения, а также зоны возможного затопления территории, загрязнения подземных и поверхностных вод при аварии на ГТС (нарушение пункта 2.6 ПБ-03-438-02); не осуществляется мониторинг за безопасным состоянием ГТС, отсутствует проект ведения мониторинга (нарушение пункта 2.8 ПБ-03Н-38-02); на ГТС отсутствует устройство сигнализации, блокировки, защиты от перегрузок, КИА, КИП, средства связи и освещения (нарушение пункта 2.10 ПБ-03-438- 02): ширина и конструкция подъездных дорог не соответствуют действующим требованиям, отсутствуют дорожные знаки, схема подъездных дорог, схема движения людей и автотранспорта. На территорию ГТС возможен въезд постороннего автотранспорта (нарушение пункта 2.11 ПБ-03-438-02); комиссионно не определена необходимость в проверке устойчивости дамб (нарушение пункта 2.13 ПБ-03-438-02); отсутствует план ликвидации аварии, не определены средства связи, технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей, ликвидации аварии, не определено место их хранения (нарушение статьи 15 Закона N 117-ФЗ); не определено лицо, ответственное за осуществление контроля за безопасным состоянием и эксплуатацией ГТС (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ); не разработаны инструкции по эксплуатации ГТС (нарушение пункта 2.23 ПБ-03-438-02); лица, осуществляющие работы по эксплуатации ГТС не имеют профессионального образования в соответствии с профилем выполняемых работ (нарушение пункта 2.24 ПБ-03 - 438-02); 2 раза в год ГТС не подвергается осмотрам (нарушение пункта 5.6 ПБ-03-438-02); не разработана местная инструкция, определяющая порядок и периодичность осмотров подводных частей ГТС (нарушение пункта 5.7 ПБ-03-438-02); не произведено страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в случае аварии на ГТС (нарушение статьи 15 Закона N 117-ФЗ); не разработан и не согласован с органом местного самоуправления план ? схема по предупреждению населения о возможных чрезвычайных ситуациях на ГТС (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ); отсутствует система оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ); ежегодно в 1 квартале текущего года в территориальный орган Ростехнадзора России не предоставляется информация о состоянии ГТС (нарушение пункта 5.11 ПБ-03-438-02).
Таким образом, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуации с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
По данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше гидротехнических сооружений пруда не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанных гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона N 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.
Полномочия по решению вопросов местного значения сельских поселений в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с пунктом 8 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также частью 3 статьи 9 Закона Ставропольского края 02 марта 2005 года N 12-кз (ред. от 07 ноября 2014 года) "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" с 01 января 2015 года отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Таким образом, наличие на территории муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского муниципального района объекта повышенной опасности ? гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления ? администрацией поселения обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Непринятие администрацией муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского муниципального района мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, указанного выше, не позволяет определить правовой статус данного объекта, что влечет невозможность определения собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, выразившееся в ухудшении состояния окружающей, среды в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера вследствие не обеспечения безопасности гидротехнического сооружения.
Бездействие администрации муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского муниципального района в период с 10 декабря 2015 года по 01 марта 2017 года выявлено межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Ставропольского края, при поступлении информации из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю. Ранее об указанных обстоятельствах природоохранному прокурору известно не было. Таким образом, прокурором соблюден предусмотренный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в связи с чем обратились в суд с указанным административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие, выразившееся в не обращении в период с 10 декабря 2015 года по 24 марта 2017 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения в виде: ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), ГТС N 2 (водосбросное сооружение - водоспуск, водовыпуск донный), ГТС N 3 (водопроводящее сооружение - лоток пруда), образующих пруд (площадь водного зеркала 0,9 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне реки Кума, в 1,1 км юго - восточнее села Левокумское, географические координаты 44*48"11.16" с.ш., 44*39"43.56" в.д., в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей";
возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского района Ставропольского края обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей";
возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского района Ставропольского края обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей";
Решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 12 мая 2017 года административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации села Левокумского Левокумского района Ставропольского края подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заменить администрацию села Левокумского Левокумского района Ставропольского края, как ненадлежащего административного ответчика, на надлежащего.
Указывает, что в соответствии со статьей 5 Закона Ставропольского края от 04 июля 2003 года N 24-кз "О порядке установления границ муниципальных образований Ставропольского края" граница муниципального образования устанавливается законом Ставропольского края, содержащим описание границы муниципального образования.
Граница муниципального образования считается установленной со дня вступления в силу соответствующего закона Ставропольского края.
Границы муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края установлены законом Ставропольского края от 23 марта 2004 года N 21-кз "Об установлении границ муниципальных образований в Левокумском районе Ставропольского края". Описание границ содержится в приложении 5 к Закону Ставропольского края N 21-кз.
Сведения о границах муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в графической и текстовой форме в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2016 года N 145 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах" воспроизведены на публичной кадастровой карте, предназначенной для использования неограниченным кругом лиц.
В соответствии с указанными документами объекты, являющие предметом административного искового заявления, расположены на территории, входящей в границы муниципального образования поселка Новокумский Левокумского района Ставропольского края.
В силу изложенного, администрация села Левокумского Левокумского района Ставропольского края считает, что является ненадлежащим административным ответчиком.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Калмыков М.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Считает, что судом вынесено законное и обоснованное решение, основанное на оценке совокупности доказательств, представленных в ходе рассмотрения административного дела, оснований для отмены, либо изменения решения суда не имеется.
Доводы административного ответчика о нахождении гидротехнического сооружения за пределами границ муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского района, полагает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм процессуального права.
Требования административного искового заявления прокурора основаны на полномочиях органа местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения сельских поселений в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с пунктом 8 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также частью 3 статьи 9 Закона Ставропольского края от 02 марта 2005 года N 12~кз (ред. от 07 ноября 2014 года) "О местном самоуправлении в Ставропольском, крае".
При этом, вывод о наличии именно у администрации муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского района обязанности по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанного выше гидротехнического сооружения, основан на сведениях, полученных из Геоинформационной системы гидротехнических сооружений Ставропольского края, разработанной Институтом безопасности гидротехнических сооружений город Новочеркасск Ростовской области. Институт включен в перечень организаций (экспертных центров), определенных для проведения экспертизы деклараций безопасности ГТС, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (приказ Ростехнадзора от 01 декабря 2010 года N 1088), является действующим членом союза организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности).
Геоинформационная система гидротехнических сооружений Ставропольского края разработана Институтом, на основании заключенного между Институтом и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края государственного контракта от 28 ноября 2012 года N 101 "На выполнение работ по подготовке материалов для разработки программного комплекса "Геоинформационная система гидротехнических сооружений Ставропольского края" для государственных нужд Ставропольского края".
Границы муниципального образования села Левокумского Левокумского района установлены законом Ставропольского края от 23 марта 2004 года N 21-кз "Об установлении границ муниципальных образований в Левокумском районе Ставропольского края".
Согласно информации, полученной из Института, обследование каждого гидротехнического сооружения производилось в период 2012 - 2013 годов (после установления границ муниципальных образований в Левокумском районе) выездными комиссиями в составе представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Кавказского управления Ростехнадзора по Ставропольскому краю, Института и ООО "ИКЦ "Безопасность ГТС".
При этом, отнесение объекта к категории гидротехнических сооружений, оценка состояния ГТС, его опасности, а также принадлежности к территории того либо иного муниципального образования, также производилась вышеуказанной комиссией.
Выводы комиссии относительно каждого ГТС зафиксированы в выписке из Геоинформационной системы гидротехнических сооружений Ставропольского края, представленной, в материалах административного искового заявления.
Указанные выводы, в том числе и в части нахождения спорного гидротехнического сооружения на территории муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского района не опровергнуты администрацией муниципального образования, доказательств нахождения спорного объекта в границах какого - либо иного муниципального образования администрацией Левокумского сельсовета Левокумского района не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя администрации села Левокумского Левокумского района Мачавариани Г.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Беланова В.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи регламентируется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 931 от 10 декабря 2015 года "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Согласно пункту 4, 5 указанного Приказа принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
К вопросам местного значения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, полномочия по решению вопросов местного значения сельских поселений в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с пунктом 8 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также частью 3 статьи 9 Закона Ставропольского края от 02 марта 2005 года N12-кз (ред. от 07 ноября 2014 года) "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" с 01 января 2015 года отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с пунктом 2 плана работы на 1 полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в части реализации полномочий органов местного самоуправления по принятию на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Ставропольского края.
Проверкой установлено, что на территории Левокумского муниципального района Ставропольского края в границах муниципального образования Левокумского сельсовета в 1,1 км юго - восточнее села Левокумское, географические координаты 44*48"11.16" с.ш., 44*39"43.56" в.д. расположено гидротехническое сооружение в виде: ГТС N 1 (водоподпорное сооружение - плотина водохранилища), ГТС N 2 (водосбросное сооружение - водоспуск, водовыпуск донный). ГТС N 3 (водопроводящее сооружение - лоток пруда), образующие пруд (площадь водного зеркала 0,9 га), имеющий сезонный характер, расположенный в бассейне реки Кума. На гидротехническом сооружении пруда имеются дефекты и повреждения: наблюдается частичная просадка гребня водоподпорного сооружения, зарастание верхового откоса водоподпорного сооружения травянистой растительностью, имеются следы коррозии на металлических элементах водосбросного сооружения пруда. Уровень безопасности эксплуатационного состояния гидротехнических сооружений - неудовлетворительный.
Проверкой выявлены нарушения статьи 8, 9, 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 28 января 2002 года N 6: отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ); отсутствует проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно ? правовые акты и нормативно ? технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС (нарушение пункта 2.1 ПБ-03-438-02); не составлена декларация безопасности ГТС (нарушение пункта 2.3 ПБ-03-438-02); не определены критерии безопасности ГТС и его класс (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ, пункта 5.1 ПБ-03-438-02); не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ (нарушение пункта 2.5 ПБ-03-438-02); не определены последствия разрушения, а также зоны возможного затопления территории, загрязнения подземных и поверхностных вод при аварии на ГТС (нарушение пункта 2.6 ПБ-03-438-02); не осуществляется мониторинг за безопасным состоянием ГТС, отсутствует проект ведения мониторинга (нарушение пункта 2.8 ПБ-03Н-38-02); на ГТС отсутствует устройство сигнализации, блокировки, защиты от перегрузок, КИА, КИП, средства связи и освещения (нарушение пункта 2.10 ПБ-03-438- 02): ширина и конструкция подъездных дорог не соответствуют действующим требованиям, отсутствуют дорожные знаки, схема подъездных дорог, схема движения людей и автотранспорта. На территорию ГТС возможен въезд постороннего автотранспорта (нарушение пункта 2.11 ПБ-03-438-02); комиссионно не определена необходимость в проверке устойчивости дамб (нарушение пункта 2.13 ПБ-03-438-02); отсутствует план ликвидации аварии, не определены средства связи, технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей, ликвидации аварии, не определено место их хранения (нарушение статьи 15 Закона N 117-ФЗ); не определено лицо, ответственное за осуществление контроля за безопасным состоянием и эксплуатацией ГТС (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ); не разработаны инструкции по эксплуатации ГТС (нарушение пункта 2.23 ПБ-03-438-02); лица, осуществляющие работы по эксплуатации ГТС не имеют профессионального образования в соответствии с профилем выполняемых работ (нарушение пункта 2.24 ПБ-03 - 438-02); 2 раза в год ГТС не подвергается осмотрам (нарушение пункта 5.6 ПБ-03-438-02); не разработана местная инструкция, определяющая порядок и периодичность осмотров подводных частей ГТС (нарушение пункта 5.7 ПБ-03-438-02); не произведено страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в случае аварии на ГТС (нарушение статьи 15 Закона N 117-ФЗ); не разработан и не согласован с органом местного самоуправления план ? схема по предупреждению населения о возможных чрезвычайных ситуациях на ГТС (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ); отсутствует система оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС (нарушение статьи 9 Закона N 117 - ФЗ); ежегодно в 1 квартале текущего года в территориальный орган Ростехнадзора России не предоставляется информация о состоянии ГТС (нарушение пункта 5.11 ПБ-03-438-02).
По данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю право собственности на указанное выше ГТС пруда не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется.
Из материалов дела не следует, что спорное гидротехническое сооружение законсервировано или ликвидировано в установленном законом порядке.
Каких-либо надлежащих доказательств о принадлежности ГТС к федеральной собственности либо собственности субъекта Российской Федерации не представлено.
Нахождение гидротехнического сооружения за пределами муниципального образования села Левокумского не подтверждено, опровергается материалами дела, в том числе сведениями, предоставленными Геоинформационной системой гидротехнических сооружений института безопасности гидротехнических сооружений, согласно которым створ ГТС пруда в 1,1 км. юго - вотсочнее села Левокумское относится к административной принадлежности муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края.
Постановка на учет ГТС в качестве бесхозяйного не возлагает на органы местного самоуправления полномочия, связанные с проведением мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, не предусмотренные действующим законодательством.
Обязанность постановки бесхозяйных объектов, в том числе ГТС, на учет связана не с правом собственности на земельный участок либо водный объект, а с территориальной принадлежностью данного объекта недвижимости и предоставляет данное право исключительно органу местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации указанного объекта не позволяет обеспечивать соблюдение требований Федерального закона N 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.
Несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ввиду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, администрацией муниципального образования Левокумского сельсовета Левокумского района Ставропольского края не принимаются меры по постановке на учет спорного ГТС в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке на баланс муниципального образования, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из части 3 статьи 225 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 12 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.