Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 08 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Брянского В.Ю., Болотовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Минераловодского городского округа Ревенко Д.В. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 мая 2017 года
по административному делу по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным и не действующим с момента издания постановление главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. от 04.03.2016 N 438 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по земельному участку площадью 17509 кв.м., местоположение которого: Ставропольский край, Минераловодский городской округ,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., пояснения прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края Беланова В.В.
установила:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, выступающий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края в обоснование которого указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка доводов статьи "Трассу для большегрузов прокладывают через охраняемый заказник в МинВодах", опубликованной на Интернет - сайте bloknot-stavropol.ru о нарушениях лесного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Установлено, что постановлением главы Минераловодского городского округа от 04.03.2016 N 438 (далее - Постановление от 04.03.2016 N 438) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по земельному участку площадью 17509 кв.м, местоположение которого: Российская Федерация, Ставропольский край, Минераловодский городской округ.
Этим же постановлением определен вид разрешенного использования участка - автомобильный транспорт, и территориальные зоны, в границах которых образуется земельный участок - АПЗ - 1, РЗ - 2, а также категория земель, к которой принадлежит участок - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
14.03.2016 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера " ... ".
Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером " ... " частично входит в границы земель лесного фонда: квартал 39, выдел 7 Бештаугорского участкового лесничества ГКУ "Бештаугорское лесничество", в границы особо охраняемой территории регионального значения - государственный природный заказник краевого значения "Бештаугорский" и в границы второй зоны округа горно - санитарной охраны курорта федерального значения Железноводск, что подтверждается информациями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ГКУ "Бештаугорское лесничество", материалами лесоустройства, кадастровыми выписками о земельных участках, расчетом ущерба, выполненным ГКУ "Бештаугорское лесничество".
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории курорта федерального значения Железноводск и особо охраняемого эколого - курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а также приезжающих на отдых в города - курорты федерального значения Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск жителей других регионов Российской Федерации и зарубежных стран, круг которых определить невозможно.
Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в данном случае, выражается в том, что формирование земельного участка неуполномоченным лицом с видом разрешенного использования, не соответствующем режиму земель лесного фонда, может привести к потере леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, к ухудшению экологической обстановки на территории курорта, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курорта федерального значения Железноводск и особо охраняемого эколого - курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а, соответственно, нарушению права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
О вынесении главой Минераловодского городского округа Перцевым С.Ю. постановления от 04.03.2016 N 438, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре стало известно 30.01.2017 (исх. N 200/17-02), при поступлении указанного постановления в межрайпрокуратуру.
31.01.2017 на указанное постановление принесен протест, который 22.02.2017 оставлен администрацией Минераловодского городского округа без удовлетворения.
Таким образом, трехмесячный срок, установленный для обращения с административным исковым заявлением в суд, прокурором не пропущен.
Поэтому просит суд признать незаконным и не действующим с момента издания постановление главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. от 04.03.2016 N 438 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по земельному участку площадью 17509 кв.м, местоположение которого: Российская Федерация, Ставропольский край, Минераловодский городской округ.
Административный истец на основании изложенного просил суд признать незаконным и не действующим с момента издания постановление главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. от 04.03.2016 N 438 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по земельному участку площадью 17509 кв.м, местоположение которого: Российская Федерация, Ставропольский край, Минераловодский городской округ.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 мая 2017 года требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края удовлетворены. Суд признал незаконным и недействующим с момента издания постановление главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. от 04 марта 2016 года N 438 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по земельному участку площадью 17509 кв.м., местоположение которого: Ставропольский край, Минераловодский городской округ.
В апелляционной жалобе представитель администрации Минераловодского городского округа Ревенко Д.В. просит решение Минераловодского городского суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора, как необоснованное, ссылаясь на то, что настоящий спор не подлежал рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, а следовало разрешаться только по правилам ГПК. Также ссылается на то, что оснований для признания постановления главы Минераловодского городского округа не законным не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела Распоряжением Совета Министров РСФСР от 14 марта 1957 года N 827-р в Ставропольском крае организованы два механизированных лесхоза: Ессентукский в составе 5 лесничеств и Кисловодский в составе 4 лесничеств.
Этим же Постановлением принято решение о ликвидации Пятигорского лесхоза в Ставропольском крае с передачей Пятигорского лесничества в состав Бештаугорского лесхоза, Ессентукского, Боргустанского и Бекешевского лесничеств - в состав Ессентукского механизированного лесхоза и Кисловодского лесничества - в состав Кисловодского механизированного лесхоза.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 августа 2008 года N 229 "Об определении количества лесничеств на территории Ставропольского края и установлении границ", на территории Ставропольского края созданы 12 лесничеств, в том числе и Бештаугорское лесничество, а также установлены их границы согласно Приложению.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", на территории Минераловодского района Ставропольского края, Предгорного района Ставропольского края, города-курорта Железноводска Ставропольского края, города Лермонтова Ставропольского края, города-курорта Пятигорска Ставропольского края создан государственный природный заказник краевого значения "Бештаугорский".
Этим же Постановлением утверждены границы государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский".
Постановлением администрации Минераловодского городского округа N 438 от 04 марта 2016 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по земельному участку площадью 17509 кв.м, местоположение которого: Российская Федерация, Ставропольский край, Минераловодский городской округ.
Этим же постановлением определен вид разрешенного использования участка - автомобильный транспорт, а также территориальные зоны, в границах которых образуется земельный участок - АПЗ - 4, РЗ - 2, и категория земель, к которой принадлежит участок - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
14 марта 2016 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера " ... ".
Согласно кадастрового паспорта указанного земельного участка: кадастровый номер - " ... "; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 14.03.2016 года; местоположение - Российская Федерация, Ставропольский край, Минераловодский городской округ; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - автомобильный транспорт; площадь - 17510+/-231,57 кв.м.; сведения о правах - (отсутствуют); сведения о природных объектах - (отсутствуют).
Согласно указанного кадастрового паспорта земельного участка, весь спорный земельный участок расположен на территории второй зоны, на которой запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта; строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; размещение кладбищ и скотомогильников; устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод; складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов; массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения); использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов; сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов; вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.
В январе 2017 года Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка доводов статьи "Трассу для большегрузов прокладывают через охраняемый заказник в МинВодах", опубликованной на Интернет - сайте bloknot-stavropol.ru, о нарушениях лесного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером " ... " частично входит в границы земель лесного фонда: квартал 39, выдел 7 Бештаугорского участкового лесничества ГКУ "Бештаугорское лесничество", в границы особо охраняемой территории регионального значения - государственный природный заказник краевого значения "Бештаугорский" и в границы второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Железноводск.
31 января 2017 года заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Калмыковым М.Н. в адрес главы администрации Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. вынесено представление N 7-51-2017/1026, в котором прокурор потребовал отменить как незаконное постановление администрации Минераловодского городского округа N 438 от 04 марта 2016 года.
22 февраля 2017 года глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. направил в адрес Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора письмо N 440/17-02 о рассмотрении представления, в котором указал, что отменить постановление органа местного самоуправления не представляется возможным, так как действующим законодательством в административном порядке не предусмотрена возможность отмены акта, который повлек возникновение гражданских прав.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
То есть представителем административного истца представлены доказательства, свидетельствующие о месторасположении земельного участка с кадастровым номером " ... " на землях лесного фонда по планово-картографическим материалам лесоустройства.
Судом на основании материалов дела исследованными в судебном заседании доказательствами, а также показанием свидетеля, установлен факт наложения границ земель лесного фонда на земли земельного участка с кадастровым номером " ... ", которое было допущено в результате кадастровых работ по определению границ земельного участка с кадастровым номером " ... " и утверждения его границ оспариваемым постановлением органа местного самоуправления.
При разрешении спора, суд, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, обоснованно исходил из положений Закона Российской Федерации Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 года N 1-П, Лесного кодекса РФ, и пришел к правильному выводу об удовлетворении требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, поскольку земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Разрешая требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. от 04 марта 2016 года N 438 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по земельному участку площадью 23464 кв.м., местоположение которого: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, является незаконным и недействующим с момента его издания, поскольку оно принято органом местного самоуправления неуполномоченным на их распоряжением, так как распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда, так как, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях процессуального законодательства, неверном определении способа защиты права и, соответственно, вида судопроизводства, в порядке которого должны были рассматриваться административного искового заявления, судебная коллегия признает несостоятельными, и основанными на неверном толковании норм процессуального права.
Так, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, законодателем предусмотрен специальный вид судопроизводства для оспаривания решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Также судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о наличии на данном участке сооружения - автомобильной дороги местного значения, принадлежащей на праве собственности администрации Минераловодского городского округа, поскольку факт наличия на земельном участке данного сооружения не влечет автоматического возникновения права муниципальной собственности на земельный участок, а также не исключает земельный участок под дорогой из состава земель лесного фонда. Кроме того, данные обстоятельства исследованы судом, им дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не имеется.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 мая 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.