Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу представителя акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" Попова А.С. на вступившее в законную силу решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи",
установил:
постановлением начальника отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае К*** N30/35/2016/9 от 30 сентября 2016 года акционерное общество "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 135 000 рублей.
Решением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08 декабря 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба акционерного общества - без удовлетворения.
В жалобе защитник акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" ПоповА.С. просит отменить названные акты как незаконные и необоснованные.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно части 12 статьи 9 указанного Федерального закона о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Основанием для привлечения акционерного общества к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении N30/35/2016/7, составленном 28 сентября 2016 года начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае К*** сведения о несоблюдении акционерным обществом норм трудового законодательства и правил об охране труда (листы дела 13-16).
В ходе производства по данному делу представителем акционерного общества приводились доводы о том, что 28 сентября 2016 года начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае К*** проведена плановая выездная проверка, материалы которой послужили основанием для привлечения акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" к административной ответственности. Между тем, в ходе проведения проверки не были соблюдены требования части 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которым о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
В ходе производства по настоящему делу в жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности представитель акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" ПоповА.С. указывал на то, что с распоряжением от 14 сентября 2016 года N30/35/2016/1 о проведении проверки, назначенной на 28 сентября 2016 года, законный представитель акционерного общества ознакомлен непосредственно перед ее проведением - 27 сентября 2016 года, о чем имеется соответствующая отметка в распоряжении (лист дела 24).
В обжалуемом решении судьи районного суда указано, что нарушение должностным лицом трудовой инспекции срока уведомления о проведении проверки не относится к грубым нарушениям, которые перечислены в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", грубых нарушений при проведении проверки допущено не было.
Между тем судьей районного суда не принято во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных указанным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя
В силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе, и частью 12 статьи 9 (в части срока уведомления о проведении проверки) указанного закона.
Допущенные в отношении акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" при проведении 28 сентября 2016 года проверки нарушения, на наличие которых было указано в жалобе, в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются грубыми. Результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения, вмененного акционерному обществу "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" по настоящему делу.
На основании изложенного постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае К*** N30/35/2016/9 от 30 сентября 2016 года о привлечении акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать законным и обоснованным.
Однако, приведенные обстоятельства и доводы заявителя поданной по делу жалобы о нарушении прав акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" при осуществлении начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае К*** мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства судьей районного суда в нарушение требований, предусмотренных статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверены не были. Все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае К*** N30/35/2016/9 от 30 сентября 2016 года и решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08 декабря 2016 года подлежат отмене, а производство по делу об административной правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановления по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Жалобу представителя акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" ПоповаА.С. удовлетворить.
Постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае К*** N30/35/2016/9 от 30 сентября 2016 года и решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08 декабря 2016 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Звероводческое хозяйство "Лесные ключи" прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановления по настоящему делу.
Заместитель председателя О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.