И.о. председателя Хабаровского краевого суда Веретенников Н.Н., рассмотрев жалобу представителя ОАО "Российские железные дороги" Мотуза А.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Шкрабуль В.Г. от 24 октября 2016 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 22 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Шкарбуль В.Г. от 24 октября 2016 года N ОАО "Российские железные дороги" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 22 марта 2017 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда изменены, с указанием, что несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований Обществом допущено при накоплении отходов производства, а не при их хранении. В остальной части оставлены без изменения.
Постановление и судебные решения вступили в законную силу.
Защитник Мотуз А.В. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой, считая незаконными постановление по делу об административном правонарушении и судебные решения, просит их отменить, а производство по делу прекратить.
В представленных возражениях Ванинский транспортный прокурор Корчагин Е.В. против удовлетворения жалобы возражал, полагая оспариваемые решения законными и обоснованными.
Проверив материалы дела, считаю, что оснований для отмены состоявшихся решений не имеется.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в Советско-Гаванской дистанции пути - структурном подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
В ходе проверки установлено, что на промышленной площадке N 2 ст. Токи, находящейся в водоохраной зоне (409 м от береговой линии моря), осуществляется складирование отходов производства 3 и 4 класса опасности - шпал железнодорожных отработанных деревянных, пропитанных антисептическими средствами (3 класс опасности) и покрышек отработанных (4 класс опасности).
В нарушение требований ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7 "Об охране окружающей среды", ст.39 Федерального закона от 30 мая 1999 года N25-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.3.2, 3.7, 4.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, отработанные деревянные шпалы и покрышки Обществом складируются навалом на открытый грунт, вне специальной площадки с твердым водонепроницаемым покрытием. Имеющееся асфальтовое покрытие под отработанными железнодорожными шпалами имеет значительное повреждение, в нескольких местах видна почва. Поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отходы не укрыты брезентом; не оборудованы навесы). Шпалы и покрышки не уложены в штабели, не закреплены, большое количество отработанных шпал лежит непосредственно на железнодорожных путях. Места временного хранения отработанных шпал не промаркированы.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, и дальнейшего привлечения к административной ответственности.
Факт совершения и виновность Общества в инкриминируемом правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, оценка которых произведена в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о недоказанности того, что отработанные деревянные шпалы и покрышки являются отходами производства, опровергаются актом проверки, в котором зафиксировано нахождение на промышленной площадке N 2 ст. Токи отходов производства 3 и 4 класса опасности - шпал железнодорожных отработанных деревянных, пропитанных антисептическими средствами и покрышек отработанных.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (в редакции приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 г. N445, действующего на момент совершения Обществом правонарушения), шпалы железнодорожные отработанные и деревянные, пропитанные антисептическими средствами, а также отработанные покрышки относятся к отходам производства.
Довод жалобы о том, что уведомление начальника Советско-Гаванской дистанции пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Мотуза А.В. о рассмотрении дела об административном правонарушении не может рассматриваться как надлежащее извещение юридического лица, является несостоятельным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено начальником Советско-Гаванская дистанция пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Мотуз А.В. 17 октября 2016г. по доверенности N102-ДИ от 10 февраля 2016года (л.д.6).
Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью.
Согласно доверенности N102-ДИ от 10 февраля 2016 года, выданной ОАО "РЖД", в лице начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Максимцева С.А., начальник Советско-Гаванской дистанции пути Мотуз А.В. наделен полномочиями на представление интересов ОАО "РЖД" по вопросам, связанным с деятельностью подразделения, в том числе на участие в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве представителя, защитника или законного представителя ОАО "РЖД" с правом совершения всех процессуальных действий, предусмотренных ст.ст.25.4, 25.5 КоАП РФ (л.д.11).
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений Общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о рассмотрении дела об административном правонарушении в адрес руководителя обособленного структурного подразделения может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица, при условии, что правонарушение связано с деятельностью подразделения.
В данном случае несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства было допущено структурным подразделением - Советско-Гаванская дистанция пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", расположенным по адресу: п. Октябрьский Ванинского района, ул. Щорса,1.
Таким образом, извещение юридического лица о рассмотрении дела об административном правонарушении было произведено надлежащим образом.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих безусловную отмену или изменение постановления и судебных решений, при рассмотрении жалобы не установлено.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание за правонарушение в виде штрафа назначено Обществу с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей и является справедливым.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Шкрабуль В.Г. от 24 октября 2016 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 22 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без изменения, а жалобу представителя Общества Мотуза А.В. - без удовлетворения
И.о.председателя
Хабаровского краевого суда Н.Н. Веретенников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.