Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Кустовой И.Ю.
судей Степанова П.В., Никитиной Т.А.
при секретаре Мальцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ратниковой Л.И. об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение
по апелляционной жалобе Ратниковой Л.И. на решение Пермского районного суда Пермского края от 10 апреля 2017 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения представителей Ратниковой Л.И. - Ждановой Е.А., Нифантова Г.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района Свечникова К.Е., возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
установила:
Ратникова Л.И. (далее - заявитель) обратилась в суд с административным исковым заявлением (далее - заявление) к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района (далее - управление) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером **, по адресу: ****, выраженного в письме N ** от 20.01.2017, об обязании выдать разрешение на строительство данного объекта, указав в обоснование своих требований, что поскольку видом разрешенного использования данного земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, является личное подсобное хозяйство, допускающее возведение жилого дома, и выделялся он правопредшественнику заявителя именно для таких целей, то оспариваемое решение незаконно.
Решение Пермского районного суда Пермского края от 10 апреля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить названный судебный акт, ввиду нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из содержания судебного акта и установлено судом, заявитель является собственником земельного участка с видом разрешенного использования " личное подсобное хозяйство", приобретённого по договору купли-продажи от 11.05.2016г. у К.
Ратникова Л.И., 19.01.2017. обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Управление письмом от 20.01.2017 N ** отказало в выдаче разрешения на строительство объекта по мотивам несоответствия представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, ввиду того, что данный земельный участок застройке не подлежит.
Считая указанный отказ незаконным и нарушающим её права и законные интересы на использование земельного участка для строительства объекта, Ратникова Л.И. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, сославшись на статью 51 ГрК РФ, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и исходил из того, что управление было не вправе выдать разрешение на строительство спорного капитального объекта, поскольку его планируемое расположение не соответствует градостроительному плану земельного участка, так как находиться в границах территориальной зоны, не предусматривающей индивидуальное жилищное строительство.
Оснований не согласиться с таким выводом суда, судебная коллегия не усматривает.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Таким образом, федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования с установлением границ территориальных зон. Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования и должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (подпункты 1 и 4 части 1 статьи 34, часть 4 статьи 30 ГрК РФ). Градостроительные регламенты, каждый из которых действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования, определяют правовой режим земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (части 1 и 3 статьи 36 ГрК РФ).
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 ГрК РФ, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учетом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Кроме того, должна учитываться возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. Вместе с тем безусловного сохранения правового режима существующего землепользования для земельных участков, чей вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, названной нормой не предусмотрено. Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
Процедура выдачи разрешения на строительство предусмотрена статьей 51 ГрК РФ.
Так, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, утвержденного 20.09.2016г. в части несоответствия разрешенному использованию земельного участка, убедительно следует из анализа материалов дела и само по себе заявителем не оспаривается.
Суд рассмотрел и обоснованно отклонил довод заявителя о выдаче разрешения на строительство в противоречие с градостроительным регламентом зоны ЗО "Зона озеленения санитарно-защитных зон" в части несоответствия видам разрешенного использования земельного участка, установленных Правилами землепользования и застройки Усть-Качкинского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Усть-Качкинского сельского поселения от 26.12.2013г.
В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, либо предельные параметры объектов капитального строительства, собственник, законный владелец участка или объекта капитального строительства (землепользователь) вправе продолжать использование участка, параметры объекта строительства, разрешенные до такого изменения, без какого-либо ограничения, если только такое использование не создает опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что вид разрешенного использования земельного участка был определен до вступления в силу Правил землепользования и застройки, в период владения участком предыдущими собственником, который осуществил его отчуждение заявителю в 2016 году, то есть после утверждения Правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты, предусматривающие изменение вида разрешенного использования, поэтому на заявителя в полном объёме должны распространяться требования таких регламентов.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель вправе использовать указанный объект недвижимости в соответствии с ранее установленными видами разрешенного использования, подлежат отклонению.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного акта.
Таким образом, решение суда об отказе удовлетворении административного иска является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 10 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ратниковой Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.