Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего З.А. Науширбановой
судей Н.А. Александровой
Н.Н. Мартыновой
при секретаре Д.М. Зиннатуллиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело по иску Филиппова А.А. к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным и отмене распоряжения, изменении формулировки увольнения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Мартыновой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филиппов А.А. обратился в суд иском, о признании незаконным и отмене распоряжения и восстановлении на работе.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата в удовлетворении иска Филиппова А.А. к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным и отмене распоряжения, восстановлении на работе, отказано в полном объеме.
Определением от дата судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан перешла к рассмотрению гражданского дела по иску Филиппова А.А. к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным и отмене распоряжения, восстановлении на работе, по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи с тем, что истец не был надлежащим образом извещен о времени и дате рассмотрении дела.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от представителя истца Филиппова А.А. - Семаковича Ю.В. поступило уточненное исковое заявление. В порядке ст. 39 ГПК РФ истец заменил предмет иска в части восстановления на работе на требование об изменении формулировки основания увольнения Филиппова А.А. на "Уволен по собственному желанию с дата.".
Требования мотивированы тем, что дата состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации городского округа город Уфа РБ. Вынесено Заключение о признании Филиппова А.А. виновным в совершении дисциплинарного проступка, выраженного в отсутствии принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и рекомендовано наложить на Филиппова А.А. дисциплинарное взыскание в виде увольнения.
дата Администрацией городского округа город Уфа РБ вынесено Распоряжение N ... от дата об освобождении Филиппова А.А. от занимаемой должности и о расторжении трудового договора с Филипповым А.А. по инициативе работодателя.
Согласно ч. 4 ст. 8.1 Закона Республики Башкортостан "О муниципальной службе в Республике Башкортостан" взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 16.07.2007 г. N 453-3 "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Информация о совершении коррупционного правонарушения Филипповым А.А. получена Администрацией городского округа город Уфа из письма Администрации Главы Республики Башкортостан N ... от дата (вх. N ... от дата.)
Однако, в вышеуказанном письме Администрации Главы Республики Башкортостан N ... не содержится информации о коррупционном правонарушении, выразившимся в согласовании истцом Постановления N ... от дата., Постановления N ... от дата, равно как и не ставится вопрос о проверке законности предоставления земельного участка ООО "Энергогазстрой".
В результате проверки Администрацией были изучены ряд документов, в том числе и Постановление N ... от дата Постановление N ... от дата и при их изучении обнаружено коррупционное правонарушение.
Однако данная информация в адрес Администрации городского округа город Уфа Ялалова И.И. содержалась в письме Прокуратуры города Уфы дата за N ... от дата (вх. N ... ).
В приложенном к письму Прокуратуры города Уфы обращении содержится информация о том, что Филиппов А.А., без проведения торгов (по мнению Кареева, незаконно) предоставил ООО "Энергогазстрой" в дата земельный участок под строительство торгового комплекса.
Считает, что изучение Постановления N ... от дата Постановления N ... от дата на предмет наличия коррупционного правонарушения была произведена Администрацией на основании письма Прокуратуры г. Уфы в срок до дата. На основании проведенной проверки, Администрацией направлено письмо с приложением документов (включая копии Постановления N ... от дата., Постановления N ... от дата) и Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан получила информацию о возможном коррупционном правонарушении Филиппова А.А. дата.
Ответчиком в материалы дела приобщено письмо Администрации ГО город Уфа N ... от дата в адрес Прокурора города Уфы В.В. Михайленко. В абзацах 12, 13 на странице 3 дается описание Постановлений Главы Администрации N ... от дата. N ... от дата с указанием норм права, на основании которых они приняты. То есть, указанные постановления были исследованы, проанализированы, им была дана правовая оценка. И если бы конфликт интересов имел место, то Администрация должна была его обнаружить в дата. Однако, по итогам проверки информации о коррупционном правонарушении, якобы совершенном Филипповым А.А., поступившей дата, никакого конфликта интересов обнаружено не было.
Предельный шестимесячный срок привлечения Филиппова А.А. к дисциплинарной ответственности на основании ч. 4 ст. 8.1 Закона Республики Башкортостан "О муниципальной службе в Республике Башкортостан", ст. 14.1, 15 и 27 Федерального закона от датаN ... "О муниципальной службе в Российской Федерации", ответчиком пропущен.
При определении наличия конфликта интересов работодатель, руководствовался новой редакцией закона, не действовавшей в период согласования постановлений и не подлежащей применению.
Ответчик решил, что в согласовании Филипповым А. А. вышеуказанных постановлений Администрации городского округа город Уфа, предусматривающих предоставление земельных участков ООО "Энергогазстрой", где единственным учредителем и директором являлась родная сестра Филиппова А.А., усматривается конфликт интересов. Истец, занимая должность первого заместителя (и имея соответствующие полномочия), имел возможность по собственному усмотрению предоставить необоснованные преимущества, которые непосредственно предполагают получение доходов или иных имущественных прав или услуг лицом, находящимся с Филипповым А.А. в отношениях родства - его родной сестрой.
Однако, ответчик допустил расширенное, а не буквальное толкование нормы права, хотя в данном случае, подлинный смысл правовой нормы полностью соответствует ее формулировке, которая содержит перечень лиц, в отношении которых у муниципального служащего может возникнуть конфликт интересов в виде личной заинтересованности.
По смыслу норм права в период согласования Филипповым А.А. Постановления N ... от дата, Постановления N ... от дата Главы Администрации городского округа города Уфа РБ, следует, что действующее на тот момент законодательство не предусматривало обязанности уведомлять о ситуациях, при которых личная заинтересованность муниципального служащего была обусловлена предоставлением юридическому лицу, участником которого является сестра муниципального служащего, возможности получения доходов.
Для отнесения указанных ситуаций к конфликту интересов в рассматриваемый период необходимо было получение доходов непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или родителей, супруги, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами
Никакой непосредственной выгоды ни Филипповым А.А., ни его сестрой Горской Е.А. получено не было. Ни финансовыми, ни иными обязательствами с ООО "Энергогазстрой" Филиппов А. А. связан не был.
Применяя к Филиппову А.А. дисциплинарное взыскание в виде увольнения, Администрация городского округа города Уфа РБ руководствовалась не нормами, существовавшими в рассматриваемый период, а действующим в настоящее время законодательством, в которое внесены изменения, вступившие в силу с дата.
Распоряжение, принято на основании норм законодательства, не действовавших в период согласования Филипповым А.А. Постановления N ... от дата, Постановления N ... от дата, нарушает гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, гласящей, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Согласование Филипповым А.А. Постановления Главы Администрации ГО город Уфа N ... от дата. не содержит в себе конфликта интересов.
Постановлением Главы Администрации N ... от дата. говорится о заключении с ООО "Энергогазстрой" договора аренды земельного участка общей площадью 67684 кв.м, взамен на расторжение ранее заключенных договоров аренды N ... от дата, N ... от дата, на основании которых ООО "Энергогазстрой" ранее уже были переданы земельные участки общей площадью 77011 кв.м.
Изъятие имущественных прав у юридического лица, принадлежащего сестре муниципального служащего, не упоминается ни в одной норме права в качестве личной заинтересованности или конфликта интересов.
Следовательно, факт согласования Филипповым А.А. Постановления N ... от дата не содержит в себе конфликта интересов.
При рассмотрении вопроса о сроке дисциплинарной ответственности за
согласование Филипповым А.А. Постановления Главы Администрации ГО город Уфа N ... от дата ответчик применил закон, не подлежащий применению.
В отношении согласования Филипповым А.А. Постановления Главы Администрации ГО город Уфа N ... от дата не могут быть применены положения статьи 8.1 Закона о муниципальной службе в Республике Башкортостан, так как данная статья введена Законом от 2 ноября 2012 года N 602-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О муниципальной службе в Республике Башкортостан", то есть уже после согласования.
Положение о сроке привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в соответствии с пунктом 4 статьи 8.1 вышеуказанного Закона на момент согласования Постановления, не действовало.
В данном случае закон, ухудшающий правовое положение гражданина по отношению к имевшемуся на момент совершения им соответствующего действия, не может быть применен, так как не имеет обратной силы применения.
Фактически Филиппова А.А. уволили за проставление подписи на листе согласования. Однако, проставление подписи в листе согласования к Постановлению Главы Администрации городского округа город Уфа, само по себе не порождает никаких правовых последствий и не может рассматриваться как предоставление какого-либо преимущества. Законы, подзаконные акты и действующие инструкции не определяют лист согласования в виде процессуального или официального документа, предоставляющего права и определяющие обязанности.
Доказательств того, что подпись в листе согласований, либо отказ от подписи в листе согласований со стороны Первого заместителя Главы Администрации по строительству каким-либо образом может повлиять на принятие или не принятие Главой Администрации городского округа город Уфа решения о предоставлении земельного участка юридическому лицу, выраженного в соответствующем Постановлении не имеется.
В апелляционной жалобе Филиппов А.А. просил решение суда отменить, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно п.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно п. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п.2 ч.4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются, в том числе, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу п. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права, поскольку Филиппов А. А. не извещен надлежащим образом о времени и дате рассмотрении дела.
В судебном заседании представители Филиппова А.А. - Симакович Ю.В., Акбашева З.Р. уточненный иск поддержали, просили удовлетворить, признать незаконным и отменить Распоряжение Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата. Изменить формулировку основания увольнения Филиппова А.А. на "Уволен по собственному желанию с дата
Представители Администрации городского округа город Уфа РБ - Гарифуллин В.Р., Кульметьева М.Ф., просили отказать в удовлетворении уточненного иска.
Филиппов А.А. о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен своевременно, представил заявление о рассмотрении дела без его личного присутствия, с участием его представителей, на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, регулируются Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.
В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
На основании ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
В силу ч. 2.1, 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Согласно ч. 1, 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Федерального закона.
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст. 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В силу ст. 192 ТК РФ, при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273) под конфликтом интересов понимается, ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установилдля лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, следующие запреты и обязанности:
запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пункт 3 части 1 статьи 7.1);
обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1 и 4 части 1 статьи 8);
обязанность представлять сведения о своих расходах (часть 1 статьи 8.1);
обязанность уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (часть 1 статьи 9);
обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (часть 1 и 2 статьи 11);
обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11).
Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы (часть 9 статьи 8, часть 3 статьи 8.1, часть 3 статьи 9, часть 5.1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Физические лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Согласно части 1 статьи 12.5 поименованного закона федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязанности и правила служебного поведения.
Приведенному правовому регулированию соответствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, в которых закреплены аналогичные обязанности и запреты. К примеру, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме того, обязанности и запреты, установленные в целях противодействия коррупции, также закреплены в должностных регламентах (инструкциях) государственных и муниципальных служащих.
Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, увольнение по соответствующему основанию "в связи с утратой доверия".
При рассмотрении дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, судами устанавливался факт противоправного, виновного неисполнения государственным, муниципальным служащим обязанности, предусмотренной соответствующими нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела Распоряжением Главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата Филиппов А.А. принят на муниципальную службу в Администрацию городского округа город Уфа РБ и назначен на должность первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа РБ.
дата руководителем Администрации Главы Республики Башкортостан в адрес главы Администрации городского округа город Уфа РБ направлено письмо с предложением провести в отношении первого заместителя главы Администрации ГО г. Уфа Филиппова А.А. проверку соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, поскольку согласно информации, содержащейся в справке о результатах проверки организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в органах государственной власти Республики Башкортостан, проведенной комиссией Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции в период с 14 по дата, подчиненные первому заместителю главы Администрации ГО г. Уфа РБ Филиппову А.А. должностные лица в дата. выдавали ООО "Доринда" разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: пересечение улиц Пугачевской и Бородинской в адрес. Указанная коммерческая организация в целях строительства данного объекта заключила договор генерального подряда с ООО "Энергогазстрой", соучредителем которого в этот период являлась сестра Филиппова А.А.- Горская.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа N ... от дата. Управлению кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации ГО город Уфа РБ поручено осуществить в установленном порядке проверку фактов, изложенных в письме Администрации Главы Республики Башкортостан от дата. N ... в отношении первого заместителя главы Администрации ГО город Уфа Филиппова А.А., рассмотреть результаты проведенной проверки на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации ГО город Уфа РБ, контроль за выполнение распоряжения возложен на заместителя главы Администрации ГО город Уфа РБ Тухватшина P.M.
датадата А.А. ознакомлен с вышеназванным распоряжением от датаN ... , а также о начале в отношении него соответствующей проверки.
Начальником ОКАД Управления кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан на основании письма Администрации Главы Республики Башкортостан (вх.N ... от дата.) проведена проверка наличия или отсутствия конфликта интересов; соблюдения муниципальным служащим - первым заместителем главы Администрации городского округа город Уфа РБ Филипповым А.А. требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; исполнения Филипповым А.А. обязанностей установленных Федеральным законом от 02.03.007г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Федеральным законом от 25.12.2008г. N273-Ф3 "О противодействии коррупции", в ходе которой установлено, что Филиппов А.А. являясь муниципальным служащим - первым заместителем главы Администрации городского округа город Уфа РБ согласовал постановления Администрации ГО город Уфа РБ N ... от дата "О предоставлении ООО "Энергогазстрой", где сестра Филиппова А.А. - Горская являлась учредителем, дополнительного земельного участка находящегося по адрес РБ для проектирования и строительства торгового комплекса в аренду" и N ... от дата "О заключении договора аренды земельного участка с ООО "Энергогазстрой", в нарушение требований о возможном имевшемся конфликте интересов. Контроль за исполнением вышеуказанных постановлений был возложен исключительно на Филиппова А.А.
дата комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан проведено голосование и принято решение предложить главе Администрации городского округа город Уфа РБ применить в отношении Филиппова А.А. дисциплинарное наказание в виде увольнения с муниципальной службы за утрату доверия, о чем составлен протокол.
На основании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от дата. распоряжением главы Администрации ГО город Уфа РБ N ... от дата Филиппов А.А. освобожден от занимаемой должности первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа РБ и расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя дата в связи с утратой доверия, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ от датаN ... "О структуре Администрации городского округа город Уфа РБ (в ред. От датаN ... ) и Положению о первом заместителе, утвержденному постановлением главы Администрации городского округа город Уфа РБ N ... от дата., Филиппов А.А. курирует Управление по земельным ресурсам Администрации г. Уфы. Кроме того, согласно п.3.4 вышеуказанного Положения, руководит проведением комплекса работ по подготовке документации на предоставление земельных участков под строительство объектов, предоставленных заказчиком путем проведения торгов и без проведения торгов, а также в соответствии с пунктом 3.20 обеспечивает контроль за соблюдением установленного законом порядка выдачи разрешительной документации на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на территории городского округа.
Довод истца об отсутствии конфликта интересов судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку в силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность получения в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав. В согласовании Филипповым А.А. вышеуказанных постановлений Администрации г. Уфы, предусматривающих предоставление земельных участков ООО "Энергогазстрой", где единственным учредителем и директором являлась родная сестра Филиппова А.А., усматривается конфликт интересов, поскольку истец, занимая должность первого заместителя (и имея соответствующие полномочия), имел возможность по собственному усмотрению предоставить необоснованные преимущества, которые непосредственно предполагают получение доходов или иных имущественных прав или услуг лицом, находящимся с Филипповым А.А. в отношениях родства - его родной сестрой.
Из части 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Данная позиция подтверждается и п. 2 Обзора практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 года согласно которой понятие "конфликт интересов" раскрывается в статье 19 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (часть 2 статьи 10 Федерального закона о противодействии коррупции).
Аналогичные определения понятия "конфликт интересов" даны в статье 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статье 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Таким образом, конфликт интересов - это противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред). Такое противоречие связано с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", часть 3.1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", часть 6 статьи 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 2.1 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляется путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Непринятие государственным, муниципальным служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Относительного доводов истца о том, что никакой выгоды им лично и его сестрой не получено, то судебная коллегия считает их не убедительными поскольку основным видом деятельности ООО "Эенергогазстрой" являлось строительство коммерческой недвижимости, земельный участок также предоставлен для строительства коммерческой недвижимости, то есть строительство осуществлялось в целях получения выгоды от использования или реализации недвижимости. Для наличия конфликта интересов не требуется непосредственного получения дохода, достаточно самого факта возможности получения дохода третьими лицами.
Утверждение о том, что действовавшими на тот момент нормами закона не предусмотрено уведомление о наличии конфликта интересов с юридическими лицами основан на неверном толковании норм права, а кроме того конфликт возник не с юридическим лицом, а именно с нахождением близкого родственника (сестры муниципального служащего) в составе учредителей юридического лица, что влечет прямую заинтересованность в возможности получении доходов и преференций.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент согласования указанных постановлений возник конфликт интересов, который в нарушение действующего на тот момент законодательства не был разрешен истцом.
Установив, что Филиппов А.А., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, судебная коллегия приходит к выводу о совершении ... Филипповым А.А. дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
Согласно уведомлению заместителя главы Администрации ГО город Уфа РБ у Филиппова А.А. истребованы письменные объяснения по фактам, изложенным в письме Администрации Главы Республики Башкортостан от датаN ... о нарушении ФЗ N273 "О противодействии коррупции" и п. 11 статьи 12 ФЗ N25 "О муниципальной службе". В данном уведомлении имеется подпись Филиппова А.А. о том, что он ознакомлен с уведомлением и получил один экземпляр дата
При увольнении истца ответчиком соблюдена процедура привлечения работника к дисциплинарному взысканию, представленные доказательства свидетельствуют о том, что у истца истребовалось объяснение по поводу вмененного ему работодателем проступка, в связи с чем, у работодателя имелись все основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания.
Необоснованными являются доводы жалобы Филиппова А.А. о пропуске срока привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Поскольку о нарушениях, допущенных Филипповым А.А. в дата истец длительное время не сообщал работодателю, факт наличия конфликта интересов стал известен только после получения поручения Администрации Главы Республики Башкортостан о необходимости проведения проверки по соблюдению требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов дата
Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно этому порядку применение взысканий за совершение коррупционных проступков осуществляется представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Проверка полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065. Если доклад о результатах проверки направляется представителем нанимателя в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, то взыскание применяется также и на основании рекомендации указанной комиссии. Порядок работы названной комиссии установлен Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821.
Дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим дисциплинарного коррупционного проступка.
Согласно ч. 4 ст. 8.1. Закона Республики Башкортостан от 16.07. 2007 г. N 453-3 "О муниципальной службе в Республике Башкортостан" взыскания, предусмотренные ст. ст. 14.1. (урегулирование конфликта интересов), 15, 27 Федерального закона от 2.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, др. случаев его отсутствия по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Учитывая, что месячный и шестимесячный сроки, установленные законом, при наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия работодателем соблюдены, нарушений действующего законодательства Администрацией адрес не допущено.
Не состоятельны доводы представителя истца о том, что руководству Администрации стало известно о конфликте интересов в ходе проведения проверки прокуратурой города Уфы еще в дата по проверке Прокуратуры города Уфы по жалобе Кареева Е.С., поскольку как видно из представленных материалов дела Прокуратурой города Уфы дата исх. N ... и дата исх.N ... направлено в Администрацию города два запроса об истребовании документов в отношении ряда юридических лиц, в том числе, и ООО "Энергогазстрой". Данные запросы касались проверки соблюдения земельного законодательства, а не законодательства о противодействии коррупции, и каких-либо фактов, имеющих отношение к родственным связям Филиппова А.А. с его сестрой Горской Е.А. не содержали.
Учитывая, что Администрацией городского округа порядок и сроки привлечения Филиппова А.А. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия соблюдены в полном объеме, что подтверждается представленными в ходе рассмотрения дела доказательствами, каких-либо нарушений действующего законодательства не допущено, судебная коллегия находит распоряжение Администрации ГО г. Уфа от датаN ... об увольнении истца законным и обоснованным, не подлежащим изменению на "Уволен по собственному желанию с дата.".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 196, 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Филиппова А.А. к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным и отмене Распоряжения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата, изменении формулировки основания увольнения Филиппова А.А. на "Уволен по собственному желанию с дата года", отказать.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Н.А. Александрова
Н.Н. Мартынова
Справка: судья Мозжерина Г.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.