Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Мугиновой Р.Х.,
судей: Сафина Ф. Ф.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
при секретаре Зиннатуллиной Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 11 мая 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Шмониной Ольги Ильиничны к администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 12 января 2017 года в выдаче Шмониной Ольге Ильиничне разрешения на строительство, сблокированного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером "N", расположенном по адресу: "адрес".
Обязать администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан выдать Шмониной Ольге Ильиничне разрешение на строительство сблокированного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером "N", расположенном по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи Сафина Ф. Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Шмонина О.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 12 января 2017 года в выдаче Шмониной О.И. разрешения на строительство указав в обоснование, что она является собственником земельного участка, площадью 886 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", запись о государственной регистрации права от 31 марта 2016 года. Постановлением заместителя главы администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 14 декабря 2016 года N 5138 утвержден градостроительный план земельного участка для использования в целях строительства сблокированного жилого дома на одну семью. В соответствии с градостроительным регламентом принадлежащий административному истцу земельный участок расположен на территориальной зоне, выделенной также для застройки сблокированными жилыми домами на одну семью.
12 января 2017 года административный истец получил отказ ответчика выдать ей разрешение на строительство жилого дома, со ссылкой на то, что земельный участок находится на территории СНТ "адрес", поэтому на основании статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется проект планировки территории.
Считая, что в соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, не нарушая его целевое назначение и разрешенное использование с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, административный истец Шмонина О. И. просила признать отказ ответчика в выдаче разрешения на строительство сблокированного жилого дома на одну семью незаконным и возложить обязанность выдать такое разрешение.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 26 апреля 2016 года N 3-46/02 внесены изменения в решение Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 25 июля 2013 года N 3-15/06 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан", в соответствии с которым территориальная зона Ж 6.1 зона застройки многоквартирными секционными жилыми домами от 5-ти этажей с элементами культурно-бытового обслуживания является зоной для преимущественно многоквартирных жилых домов и объектов обслуживания микрорайона. Включение в территориальную зону блокированной жилой застройки является одним из критериев нерационального использования территорий. ГПЗУ является информационным документом, не выражает согласия органа местного самоуправления на строительство объекта капитального строительства.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации городского округа г. Нефтекамск Минязеву Г.Ф., поддержавшую доводы жалобы, представителя Шиониной О.И. - Хафизову К.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием-с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
По положениям статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Шмонина О.И. приобрела право собственности на земельный участок, с кадастровым номером "N", площадью 886 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" на основании договора купли-продажи от 22 декабря 2015 года.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Шмониной О.И. зарегистрировано 31 марта 2016 года. Разрешенное использование земельного участка: строительство сблокированного жилого дома на одну семью.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером "N" от 18 апреля 2016 года следует: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - сблокированные жилые дома на одну семью, правообладатель - Шмонина О.И.
Согласно предоставленного Шмониной О.И. Управлением архитектуры и градостроительства городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан выписке из градостроительного регламента от 11 апреля 2016 года, по Правилам землепользования и застройки в городском округе г. Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа от 25 июля 2013 года N 3-15\06, приобретенный Шмониной О.И. в собственность земельный участок относится к территориальной зоне "Ж-6.1", основными видами разрешенного использования которой являются, в числе других, строительство многоквартирных жилых домов и сблокированных жилых домов на одну семью.
На основании заявления Шмониной О.И. от 21 ноября 2016 года Управлением архитектуры и градостроительства городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан разработан градостроительный план принадлежащего ей земельного участка, для использования в целях строительства сблокированного жилого дома на одну семью.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 14 декабря 2016 года N 5138 указанный градостроительный план земельного участка утвержден для использования в целях сблокированного жилого дома на одну семью.
20 декабря 2016 года Шмонина О.И. обратилась к главе Администрации городского округа г. Нефтекамск с заявлением о выдаче разрешения на строительство сблокированного жилого дома на одну семью.
Письмом от 12 января 2017 года N 21/16-108 Администрация городского округа г. Нефтекамск отказало административному истцу в выдаче разрешения на строительство жилого дома, со ссылкой на то, что земельный участок находится на территории СНТ НАТП "Южный", поэтому на основании статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется проект планировки территории.
Разрешая спор по существу, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент приобретения Шмониной О. И. в собственность земельного участка, в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки в городском округе г. Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа от 25 июля 2013 года N 3-15\06, этот земельный участок относился к территориальной зоне "Ж-6.1", на которой среди основных видов разрешенного использования предусматривалось строительство сблокированных жилых домов на одну семью. Исключение в последующем указанного вида разрешенного использования земельного участка из территориальной зоны застройки могло бы служить основанием для отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство, если бы использование этого земельного участка и объектов капитального строительства, возводимых на нем, представляли опасность для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Однако таких доказательств ответчик суду не представил.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с указанным выводом суд, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
По смыслу ст. ст. 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Часть 11 ст. 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые уже зафиксированы. Однако он является необходимым документом, определяющим возможность застройки земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, на стадии выдачи разрешения на строительство происходит проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
На момент приобретения Шмониной О.И. земельного участка в соответствии Правилами землепользования и застройки в городском округе г. Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа от 25 июля 2013 года N 3-15/06, этот земельный участок относился к территориальной зоне "Ж-6.1", на которой среди основных видов разрешенного использования предусматривалось строительство сблокированных жилых домов на одну семью.
Несмотря на изменения, внесенные в Правила решением Совета городского округа от 26 апреля 2016 года N 3-46/02, 30 ноября 2016 года Управлением архитектуры и градостроительства городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан по заявлению Шмониной О.И. был разработан градостроительный план принадлежащего ей земельного участка, для использования в целях строительства сблокированного жилого дома на одну семью, который был утвержден постановлением администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан N 5138 от 14 декабря 2016 года для использования в целях строительства сблокированного жилого дома на одну семью.
Указанное постановление не отменено, незаконным не признано, что не отрицала в судебном заседании представитель Администрации городского округа г. Нефтекамск Минязева Г.Ф., следовательно, указанный документ определяет возможность застройки земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ административного ответчика в выдаче административному истцу разрешения на строительство сблокированного жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке нельзя признать законным.
К тому же, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что основанием отказа в удовлетворении заявления не послужило то, что вид разрешенного использования не предусмотрен Правилами землепользования и застройки, а было указано, что земельный участок находится на территории СНТ "адрес", поэтому требуется проект планировки территории.
Между тем, указанный земельный участок уже включен в разработанный проект планировки территории г. Нефтекамск, что следует из Правил землепользования и застройки от 25 июля 2013 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 310 КАС РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 11 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи Ф.Ф. Сафин
Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.