Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.
судей
Кудасовой Т.А., Охотской Н.В.
при секретаре
Борисовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июля 2017 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Симеонова И.И. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Симеонова И.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ) о признании действий ответчика незаконными, признании права на участие в подпрограмме федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включении в списки получателей государственного жилищного сертификата, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Симеонов И.И. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, просил суд о признании действий ответчика незаконными, признании права на участие в подпрограмме федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включении в списки получателей государственного жилищного сертификата, взыскании судебных расходов.
Иск мотивирован тем, что истец в период с 27 февраля 2008 года по 31 декабря 2009 года работал в войсковой части N ... В настоящее время он проживает в двухкомнатной служебной квартире площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес" на основании договора N ... от 18 октября 2010 года, выданного ФЕКЭУ "Брянская КЭЧ района" Минобороны России.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р "адрес" по указанному месту жительства истца включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Поскольку истец не имеет в собственности другого жилья, то он обратился с заявлением к ответчику о включении его в список граждан-участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. Данная программа была продлена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года N 1013, но истец получил отказ ответчика от 12 июля 2016 года, согласно которому Симеонов И.И. не может быть признан участником подпрограммы и получить государственный жилищный сертификат. Однако с данным отказом истец не согласился, утверждая, что граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имеют право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Жилище на 2015 - 2020годы" осуществляется в порядке, установленном и утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года.
Как полагал истец, проживание отдельных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения и связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них. В этой связи истец считает, что он имеет право на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата как лицо, подлежащее переселению из закрытых военных городков, так как он не приобрел права на обеспечение федеральным органом исполнительной власти жильем по договору социального найма.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных исковых требований Симеонову И.И. отказано.
Истец Симеонов И.И. подал апелляционную жалобу на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", указывая на то, что суд первой инстанции не правильно применил нормы материального права, нарушил процессуальный закон.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При подготовке дела к апелляционному рассмотрению было установлено, что дело было рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые не были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Учитывая наличие такого факта, как рассмотрение дела без лиц, участвующих в деле, не надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, который материалами дела не опровергается, судебная коллегия, в соответствии с требованиями п. 5 ст. 330 ГПК РФ, перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, о чем было вынесено соответствующее определение.
На рассмотрение в суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 104-106), истец и ответчик представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, третье лицо сведений об уважительности причин неявки не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам производства в суде первой инстанции в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000г. N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности. Войсковая часть N 42732 на основании вышеуказанного перечня является закрытым военным городком.
Понятие закрытого военного городка содержится в ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.
Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в нем, особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании определены Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации.
Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции Федерального закона от 28 ноября 1996 N 144-ФЗ), если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В рамках реализации положений указанного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам", пунктом 1 которого было предусмотрено, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования, принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 данного Постановления обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.
01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан", пунктом 1 статьи 3 которого установлено, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ) на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 7 названного Закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ) право гражданина на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется при условии подписания гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет социальной выплаты.
Порядок обращения с заявлением об участии в подпрограмме и перечень прилагаемых к нему документов предусмотрены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Согласно подпункту "к" пункта 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и частью 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 года на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.
Как следует из материалов дела, истец Симеонов И.И. работал в войсковой части N ... с 06 июля 1998 года до 31 декабря 2009 года.
Симеонов И.И. зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: "адрес" на основании договора найма жилого помещения N ... от 18.10.2010 года (л.д.N ... ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года N 752-р "адрес" включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
Симеонов И.И. обратилась в администрацию ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" в 2016 году.
Уведомлением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации N ... истцу отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" (л.д.N ... ).
Как следует из вышеуказанного уведомления основанием для отказа в признании истца участником Подпрограммы и выдаче сертификата послужило несоответствие требованиям, указанным в подпункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", а именно то, что Симеонов И.И. не к одной из категории граждан перечисленных в вышеуказанных Правилах не относится, не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в МО РФ, требование о его выселении и/или переселении не предъявлено.
Так, согласно пункту 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
В соответствии с пунктом 16.4 Правил, предоставление сертификата гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил, осуществляется при условии подписания указанными гражданами и всеми совершеннолетними членами их семей обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений. Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Подпунктом "ж" пункта 44 указанных Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность.
На основании пункта 44(1) Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Проанализировав указанные выше положения норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в соответствии с действующим правовым регулированием обязательным условием для реализации права истца на получение государственного жилищного сертификата является выдача обязательства об освобождении занимаемого им жилого помещения, что напрямую затрагивает особый режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и работающих в закрытом административно-территориальном образовании, а также особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что из содержания вышеуказанных норм, а в частности Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", следует, что гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, удостоверяемой сертификатом, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка возможна только в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными силами Российской Федерации, т.е. после издания соответствующего постановления Правительства РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Однако из материалов дела следует, что в отношении закрытого военного городка, в котором проживает истец, не установлены условия особого режима, которые ограничивали бы дальнейшее его проживание и не установлены условия особого режима, которые ограничивали бы дальнейшее проживание в нем как лица, утратившего производственную, служебную связь с предприятиями (учреждениями, организациями), находящимися на его территории. Правительство РФ не включало "адрес", где проживает истец, в список поселков к переселению граждан с использованием социальной выплаты, т.к. процедура переселения из расположенного в нем закрытого военного городска не проводится, поэтому истец не может претендовать на указанную им социальную выплату.
Сам факт проживания гражданина на территории закрытого военного городка в течение некоторого количества времени, в связи со служебными (трудовыми) отношениями и прекратившим эти отношения не влечет за собой реализацию в отношении него процедуры переселения, никаких требований о его вселении из занимаемого жилого помещения истцу никем не предъявлено, а поэтому истец не может быть отнесен к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Симеонову И.И. - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.