Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.,
судей
Кордюковой Г.Л.,
Малининой Н.Г.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июня 2017 года апелляционную жалобу Краевой Л. Д. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года по делу N2-257/2017 по иску Краевой Л. Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании задолженности, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения Краевой Л.Д., представителя Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Колпинском районе Санкт-Петербурга Гришуковой Н.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краева Л.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в "адрес" Санкт-Петербурга об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,63 и повышенного коэффициента ЗР/ЗП в размере 1,9, взыскании задолженности по пенсии с учетом перерасчета за период с "дата" по "дата" в размере " ... " рублей, компенсации морального вреда в размере " ... " рублей, расходов по оплате юридических услуг в размере " ... " рублей, расходов на нотариальные услуги в размере " ... " рублей, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что является получателем досрочной трудовой пенсии с "дата", общий трудовой стаж истца составляет 27 лет 10 месяцев 19 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера 22 года 08 месяцев 14 дней. Пенсионным органом учтен трудовой стаж в календарном исчислении 27 лет 10 месяцев 10 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 21 год 10 месяцев 13 дней. Расчет пенсии произведен ответчиком с применением стажевого коэффициента 0,62 и отношения заработка 1,7. Будучи несогласной с размером выплачиваемой пенсии "дата" истец обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в "адрес" Санкт-Петербурга с заявлением о перерасчете пенсии. Решением ответчика от "дата" в перерасчете пенсии истцу отказано. Истец полагала, что расчет пенсии должен быть произведен с применением коэффициента ЗР/ЗП в размере 1,9 и стажевого коэффициента 0,63.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований Краевой Л.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Краева Л.Д. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что с 28 ноября 1988 года Краевой Л.Д. установлена трудовая пенсия по возрасту в связи с работой в районах Крайнего Севера по достижении заявителем возраста 50 лет.
Согласно сведениям УПФ РФ (ГУ) в Колпинском районе Санкт-Петербурга, с учетом произведенных перерасчетов на основании заявлений Краевой Л. Д. от 07 июня 2000 года и от 21 марта 2001 года, общий трудовой стаж истца, учтенный при исчислении пенсии составил 27 лет 10 месяцев 19 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 21 год 10 месяцев 13 дней, стажевый коэффициент составил 0,62, исходя из того, что стажевый коэффициент составляет 0,55 при стаже у женщин не менее 20 лет и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указной продолжительности, но не более чем на 0,20.
В справке о заработной плате от 26 января 2001 года N ... , выданной ОАО "Петропавловский судоремонтно-механический завод Конкурсное производство" за период с 01 января 1973 года по 31 декабря 1977 года, указан районный коэффициент заработка за указанный период, составляющий 1,6.
Согласно справке о работе от "дата"N ... , выданной для подтверждения стажа работы ОАО "Петропавловский судоремонтно-механический завод Конкурсное производство" до "дата" к заработной плате применялся районный коэффициент 60 %, начиная с "дата" - 80 %.
Исчисление размера пенсии производится исходя из среднемесячного заработка за период с января 1973 по декабрь 1977 с применением коэффициента 1,7.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принял во внимание отсутствие доказательств наличия у истца оснований для применения коэффициента заработка 1,9, поскольку краевой коэффициент истца не превышал 1,6, установив, что стажевый коэффициент определен в соответствии с представленными истцом сведениями о трудовой деятельности, в связи с чем не усмотрел нарушений пенсионного законодательства в действиях ответчика при назначении истцу пенсии и определении ее размера, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит доводы апелляционной жалобы, основанными на неверном толковании норм материального права, исходя из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.
При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N3 от 22 апреля 2003 года о порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей".
Разъяснение издано федеральным органом исполнительной власти в соответствии с его компетенцией, закрепленной в п. 9 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 года N 480, являются действующими, не были признаны незаконными в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 01 января 2002 года повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
В соответствии с п. 7 разъяснения N 3 от 22 апреля 2003 года N 22, предусмотрено, что во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
До утверждения указанного коэффициента применяются районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, установленные Правительством Российской Федерации либо ранее утвержденные Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.28 Постановления Пленума от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике применения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
В данном случае районные коэффициенты применяются к той части трудовой пенсии (страховой), которая финансируется из средств Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью, следовательно, повышенное значение этого показателя также может определяться только на основе коэффициентов, установленных на федеральном уровне.
В соответствии с письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 09 июня 2003 года N1199-16 и Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2003 года N670-9 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, на всей территории "адрес" к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,6.
При таких обстоятельствах, отношение заработной платы истца за 1973 - 1977 года к среднемесячному заработку по стране правильно определен ответчиком в размере 1,7.
Единый районный коэффициент в размере 1,8, установленный органом власти Камчатской области, не может быть принят во внимание при определении размера повышенного отношения заработков, поскольку как указывалось выше, компетенция по установлению повышенного районного коэффициента отнесена к федеральным органам власти, определившим его в размере 1,6 для данной местности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о соответствии примененного ответчиком коэффициента отношения заработной платы требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а доводы истца основаны на неверном их толковании.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краевой Л. Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.