Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Охотской Н.В.
судей
Кордюковой Г.Л.,
Малининой Н.Г.
при секретаре
Борисовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2017 года гражданское дело N 2-1036/2017 по апелляционной жалобе Межрегиональной Общественной организации содействия защите прав потребителей в области туризма, в защиту интересов Еремеевой И. В. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2017 года по иску Межрегиональной Общественной организации содействия защите прав потребителей в области туризма "Северо-Западный Клуб защиты прав туриста", в защиту интересов Еремеевой И. В. к страховому открытому акционерному обществу "ВСК" о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа.
Заслушав доклад судьи Охотской Н.В., объяснения представителя Межрегиональной Общественной организации содействия защите прав потребителей в области туризма "Северо-Западный Клуб защиты прав туриста" - Житнухина М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
МОО СЗППТ "Северо-Западный Клуб защиты прав туриста" обратилось в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным иском, действуя в защиту интересов Еремеевой И.В., к СОАО "ВСК", в котором просит суд взыскать денежные средства в размере 44 680 рублей, неустойку в размере 44 680 рублей, штраф.
В обоснование заявленных требований указано, что Еремеева И.В. 22 августа 2016 года заключила договор о реализации туристического продукта с ООО "Агентство путешествий "Дарвик", по условиям которого туроператором является ООО "Солвекс-Турне".
В связи с приостановлением деятельности ООО "Солвекс-Турне" истец полагал, что наступил страховой случай, следовательно, на стороне СОАО "ВСК" - в которой застрахована ответственность туроператора, возникла обязанность выплатить страховое возмещение. При этом истец указал, что произведена страховая выплата в размере " ... " рублей " ... " копеек, с учётом лимита ответственности " ... " рублей, поступивших обращений на сумму " ... " рублей, что стало основанием для установления коэффициента выплаты 0,1158. Вместе с тем, истец полагал, что коэффициент установлен ошибочно, неверно определены заявленные требования пострадавших, в том числе, некоторые требования учтены неоднократно, а некоторые необоснованно.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции САО "ВСК, Ассоциация "Объединений туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Материальный истец Еремеева И.В. в заседание судебной коллегии не явилась, представила в суд заявлении о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 1 сентября 2014 года между Ефремовой И.В. и ООО "Агентство путешествий "Дарвик" заключен договор NА11/14 о реализации туристического продукта, туроператором которого выступает ООО "Солвекс-Турне".
Ответственность туроператора по условиям договора застрахована в СОАО "ВСК", ЗАО "Страховая компания "Восхождение", ЗАО "Страховая компания АВЕСТА".
По условиям договора истец оплатил средства в размере " ... " рублей.
Тур включал в себя авиаперелёт до острова Крит и обратно в Санкт-Петербург, проживание в период с 12 сентября 2014 года по 26 сентября 2014 года в отеле Kavros Garden 3*.
Вместе с тем, 8 сентября 2014 года ООО "Солвекс-Турне" уведомила истца о невозможности предоставления услуг по договору NА11/14, необходимости обратиться в страховые компании для получения возмещения.
Истец 10 сентября 2014 года обратилась в СОАО "ВСК".
Согласно материалам дела ООО "Агентство путешествий "Дарвик" произвело возврат агентского вознаграждения в размере " ... " рублей, а ответчик выплатил страховое возмещение в сумме " ... " рублей.
Между СОАО "ВСК" и ООО "Солвекс-Турне" заключен договор N ... от 13 марта 2014 года страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта сроком с 1 июня 2014 года по 31 мая 2015 года, страховое возмещение при этом определено в размере " ... " рублей.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" независимо от того, от чьего имени заключался договор оказания туристических услуг туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в соответствии с абзацем 5 названной статьи туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).
Таким образом, с учетом определения понятия "турагентская деятельность", установленного статьей 1 Закона об основах туристской деятельности, турагент не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта и исполнение договора о реализации туристского продукта.
В п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" также разъяснено, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенного турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24.11.1996 года 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности").
В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" на туроператора возложена обязанность застраховать ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.
При этом финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (п. 2. ст. 17).
Как из положений Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", что неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, является страховым случаем, при наступлении которого имеются основания для страхового возмещения. Согласно ст. 17.4 указанного закона страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика при наступлении страхового случая.
В случаях, если с требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии к страховщику или гаранту обратились одновременно более одного туриста и (или) иного заказчика и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения, (п. 9 ст. 17.1 ФЗ от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика недоплаченной суммы страхового возмещения, поскольку в добровольном порядке ответчик выплатил истцу " ... " учитывая коэффициент пропорциональности.
В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
В силу статьи 17.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.
В случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 названного Федерального закона, финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта, в том числе, возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
В силу ст. 17.5 Закона, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора, турист и (или) иной заказчик или его законный представитель вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения.
Страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика при наступлении страхового случая, основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора является факт установления обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.
В случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии к страховщику или гаранту обратились одновременно более одного туриста и (или) иного заказчика и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что страховщик застраховавший ответственность туроператора несет бремя ответственности перед туристами за неисполнение оператором (страхователем) своих договорных обязательств в пределах сумм каждого договора, но не более установленного договором страхования лимита ответственности страховщика.
Согласно представленному суду реестру требований по страховому событию в рамках договора заключенного с САО "ВСК" на момент разрешения вопроса по выплате страхового возмещения истцу заявлено требований на общую сумму " ... " рублей.
Доводы истца о несоответствии указанных сведений действительности, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку подлинность представленных письменных доказательств и достоверность отраженных в них сведений по существу истцом не опровергнута, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств со стороны истца не поступало, документов, содержащих иные сведения относительно произведенных ответчиком выплат, истцом также не представлено.
То обстоятельство, что расчет выплат произведен без участия туроператора, не является основанием для возложения на страховщика обязательств по выплате возмещения сверх установленного лимита в соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
При расчете размера выплаты Еремеевой И.В., страховщиком произведен расчет исходя из коэффициента пропорциональности, определенного исходя из суммы требований и количества обратившихся туристов в размере 0,1158, в связи с чем, к выплате определена сумма в размере " ... " рублей.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения на страховщика обязательств по выплате возмещения сверх установленного лимита у суда не имелось, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в реестр требований незаконно были включены требования юридических лиц, которые по закону не могли являться выгодоприобретателями, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку истцом не представлено доказательств того, что включенные в реестр юридические лица не являлись заказчиками туристического продукта.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия с указанными выше выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что, разрешая спор сторон, суд правильно оценил собранные по делу доказательства, верно определилюридически значимые по делу обстоятельства, правильно оценил все доводы сторон и вынес решение для отмены которого оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегиональной Общественной организации содействия защите прав потребителей в области туризма "Северо-Западный Клуб защиты прав туриста", в защиту интересов Еремеевой И. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.