Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кордюковой Г.Л.,
судей
Малининой Н.Г.,
Охотской Н.В.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2017 года апелляционную жалобу Головачёва А.И. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2017 года по делу N 2-138/2017 по иску Головачёва А.И. к администрации Московского района Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, обязании принять на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., объяснения представителя Головачева А.И. - Ганкевич А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Московского района Санкт-Петербурга - Сафоновой Н.Н., возражавшей против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Головачёв А.И. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Московского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения жилищного отдела администрации Московского района Санкт-Петербурга от 14.12.2015 об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи истца, обязании поставить семью истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что его семья состоит из шести человек (сам истец, его жена, два сына и два внука), которые проживают в " ... " квартире общей площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес". Оспариваемым решением семье истца отказано в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по основанию, предусмотренному статьей 53 ЖК РФ, в связи с совершением намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, выразившихся во вселении в вышеназванную квартиру совершеннолетнего сына истца Головачёва В.А. Вселение сына не может быть расценено, как намеренное действие, направленное на ухудшение жилищных условий с целью принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, поскольку Головачёв В.А. был вынужден вселиться в квартиру своих родителей в связи с прекращением семейных отношений со своей супругой, по месту жительства которой ранее был зарегистрирован и проживал.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2017 года в удовлетворении исковых требований Головачёва А.И. к администрации Московского района Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, обязании принять на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений отказано.
В апелляционной жалобе Головачёв А.И. просит решение суда первой инстанции от 24 января 2017 года отменить, как незаконное.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции Головачёв А.И., третьи лица Головачёва Л.П., Головачёв В.А., Головачёв А.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом судебной повесткой, посредством почтовой связи, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, Головачёв А.И. воспользовался своим правом, ведения дела через представителя. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании договора социального найма жилого помещения N ... от 19.11.2012 Головачёв А.И. является нанимателем " ... " квартиры общей площадью " ... " кв. м, жилой площадью " ... " кв. м, расположенной по адресу: "адрес". Головачёв А.И. зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении с "дата", также, в качестве членов семьи нанимателя в это жилое помещение вселены: жена Головачёва А.И. - Головачёва Л.П. с "дата", их сын Головачёв А.А. с "дата", его несовершеннолетние дети: Г.А.А."дата" года рождения с "дата", и Г.А.А."дата" года рождения с "дата"; с "дата" в этой квартире зарегистрированы сын Головачёва А.И. и Головачёвой Л.П. - Головачёв В.А. /л.д. N ... /.
Согласно справке формы 9 на квартиру "адрес" установлено, что в период с "дата" по "дата" сын истца Головачёв В.А. был зарегистрирован в вышеуказанной " ... " квартире общей площадью " ... " кв. м /л.д. N ... / по месту жительства своей бывшей супруги - Б.З.Е., семейные отношения с которой у Головачёва В.А. прекращены в 2012 году, что подтверждается свидетельством о расторжении брака N ... от "дата" /л.д. N ... /.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Головачёв В.А. фактически проживал в жилом помещении, принадлежащем его несовершеннолетнему сыну - Г.И.В., представляющем собой " ... " комнату площадью " ... " кв. м в " ... " коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес" /л.д. N ... /.
В 2015 году Головачёв А.И. обратился в Администрацию Московского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии его с супругой на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Решением жилищной комиссии администрации Московского района Санкт-Петербурга Головачёву А.И. было отказано в принятии его с супругой на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на статью 53 ЖК РФ, в связи с тем, что истец и его супруга намеренно ухудшили свои жилищные условия, вселив в свою квартиру сына - Головачёва В.А.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что Головачёв А.И. и Головачёва Л.П. намеренно ухудшили свои жилищные условия, так как Головачёв В.А. добровольно снялся с регистрационного учета по адресу: "адрес". Доказательств, свидетельствующих о том, что снятие Головачёва В.А. с регистрационного учета по указанному адресу, было обусловлено причинами, не зависевшими от воли Головачёва В.А., суду не представлено.
Между тем, Головочёв В.А. был вселен в жилое помещение по вышеназванному адресу в 1988 году в качестве члена семьи нанимателя - Б.З.Е., приходившейся Головочёву В.А. на момент его вселения в это жилое помещение, женой, следовательно, в соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР Головачёв В.А. приобрел равные с нанимателем права на это жилое помещение. Вместе с тем, выехав из указанного жилого помещения и снявшись с регистрационного учета по вышеназванному адресу, Головачёв В.А. добровольно отказался от своих прав на это жилое помещение с целью создать условия для родителей для обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем, до вселения Головачёва В.А., жилищная обеспеченность Головачёва А.И. и Головачёвой Л.А. составляла " ... " кв. м (" ... " кв. м / " ... " человек), что превышает установленную Законом учетную норму.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что целью регистрации Головочёва В.А. в занимаемой истцом и его супругой квартире, являлось приобретение ими статуса нуждающихся в предоставлении жилых помещений, кроме того вселение Головачёва В.А. зависело исключительно от воли истца, его супруги и их второго сына Головачёва А.А., доказательств, свидетельствующих о вынужденном характере действий истца и членов его семьи по вселению Головачёва В.В., суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Действующим законодательством, в частности положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.
Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
На основании статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлено, что действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан, в том числе, вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей).
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее, чем через пять лет после их совершения, в данном случае с 28.11.2017 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Головачёв А.И. является инвалидом " ... " группы и имеет право на льготы, установленные законом для Инвалидов ВОВ, его супруга Головачёва Л.П. имеет право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, подлежат отклонению в силу следующего.
Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", в соответствии со статьей 1 (часть 2) которого на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий Великой Отечественной войны, инвалидов только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" регулирует отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге.
Частью 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга предусмотрено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в том числе ветераны Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст. 3 Закона, учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Судом первой инстанции установлено, что Головачёв А.И. совместно с супругой Головачёвой Л.П., сыном Головачёвым А.А., внуками Г.А.А. и Г.А.А. проживают и зарегистрированы в квартире общей площадью " ... " кв. м, расположенной по адресу: "адрес", также с "дата" в вышеуказанной квартире зарегистрирован Головачёв В.А., "дата" года рождения, который "дата" был снят с регистрационного учета с квартиры "адрес".
Материалами дела подтверждено, что Головачёв В.А., до вселения в квартиру по адресу: "адрес", проживали и были постоянно зарегистрирован с "дата" в квартире "адрес" нанимателем которой являлась его бывшая супруга Б.З.Е., кроме того, из материалов дела следует, что /Головачёв В.А. после прекращения семейных отношения проживал в комнате площадью " ... " кв.м. в " ... " коммунальной квартире по адресу: "адрес", собственником которой является его сын Головачёв И.В. /л.д. N ... /.
Из материалов дела усматривается, что на момент регистрации в квартире по адресу: "адрес", Головачёв В.А., на каждого проживающего в квартире приходилось по " ... " кв. м общей площади жилого помещения, что превышало учетную норму жилого помещения, составляющую " ... " кв. м общей площади жилого помещения, что не давало семье Головачёва А.И. права принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
После вселения Головачёва В.А. в квартиру истца, жилищная обеспеченность проживающих в квартире лиц стала составлять " ... " кв. м общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы жилого помещения, составляющей " ... " кв. м общей площади жилого помещения и стало давать семье право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал, что действия по вселению Головачёва В.А. в квартиру по адресу: "адрес", в соответствии со ст. 53 ЖК РФ расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий, в связи с чем Головачёв А.И. и его супруга не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечены жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
При таком положении, суд первой инстанции постановилправильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании администрации поставить Головачёва А.И. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Головачёва А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.