Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-5277/2016 по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2016 года, принятое по административному иску Ткаченко А. Г. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействие.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Ткаченко А.Г. и его представителя Лошкарева М.В., представителя административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России и заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Берзон Т.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ткаченко А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении в установленный законом трехмесячный срок заявления Ткаченко А.Г. от 13 октября 2014 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований Ткаченко А.Г. указал, что он, являясь сотрудником Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), 13 октября 2014 года обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", представив все необходимые документы.
Заявление (рапорт) и документы рассмотрены на заседании Территориальной подкомиссии УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 21 октября 2014 года, по результатам которого документы направлены в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учёт для получения единовременной выплаты. До настоящего времени решение Комиссией не принято, что нарушает право Ткаченко А.Г. на получение единовременной выплаты.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать ФСИН России принять решение по заявлению Ткаченко А.Г. от 13 октября 2014 года.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2016 года административное исковое заявление удовлетворено. Судом признано незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в неисполнении обязанности рассмотрения по существу в установленный срок вопроса о постановке Ткаченко А.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На ФСИН России возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Ткаченко А.Г. от 13 октября 2014 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и уведомить о результатах его рассмотрения суд и административного истца.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение судом норм материального права. Кроме того, по мнению представителя административного ответчика, не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о том что, административное исковое заявление подано Ткаченко А.Г. с соблюдением процессуального срока, установленного ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации).
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Берзон Т.В., настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец Ткаченко А.Г. и его представитель, полагая решение суда законным и обоснованным, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Ткаченко А.Г., являющийся " ... ", 13 октября 2014 года обратился с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (л.д. 59-60).
Согласно выписке из протокола заседания Территориальной подкомиссии УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 21 октября 2014 года N 21, документы, представленные Ткаченко А.Г. и поступившие в комиссию 13 октября 2014 года, рассмотрены, принято решение направить указанные документы в Комиссию ФСИН России с целью принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты (л.д. 62-65).
23 октября 2014 года заявление и документы, представленные Ткаченко А.Г., а также выписка из протокола заседания территориальной подкомиссии и копия книги учета заявлений (рапортов) сотрудников направлены для рассмотрения в Комиссию ФСИН России (л.д.66-67).
В связи с отсутствием уведомления о принятии Комиссией решения по представленным документам, 31 марта 2016 года административным истцом в Интернет-приемную ФСИН России подано обращение по вопросу постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Письмом начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России от 12 апреля 2016 года N ОГ-20-13158 Ткаченко А.Г. сообщено, что документы, направленные подкомиссией УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России, рассматриваются в порядке общей очередности в соответствии с требованиями нормативных актов. Увеличение срока рассмотрения документов происходит по причине значительного объема поданных гражданами документов (л.д.47).
Удовлетворяя требования Ткаченко А.Г., суд первой инстанции, установив, что заявление административного истца до настоящего времени по существу не рассмотрено, решение в отношении заявления не принято, пришёл к выводу о том, что имеются правовые основания для признания незаконным бездействия государственного органа, с возложением на него в качестве меры по восстановлению нарушенного права обязанности рассмотреть представленное истцом заявление.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего, в том числе, отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации установлены Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Согласно пункту 4 названных Правил, принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный вид учёта. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Из материалов дела и пояснений административного ответчика следует, что со стороны УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области совершены все необходимые действия по факту обращения Ткаченко А.Г., документы и заявление (рапорт) истца направлены в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, однако Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в 3-месячный срок со дня получения заявления и документов Ткаченко А.Г. не приняла решение о постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный вид учета.
Довод апелляционной жалобы о том, что комиссия, в соответствии с пунктом 23 Правил вправе рассмотреть представленные Ткаченко А.Г. документы в порядке общей очереди, не нарушая очередность рассмотрения заявлений, поданных в более ранние сроки, следует признать несостоятельным.
Пунктом 23 Правил регулируется порядок предоставления единовременной социальной выплаты в зависимости от очерёдности принятия на учёт, но не очередность рассмотрения заявлений сотрудников органов уголовно-исполнительной системы.
Ссылка представителя ФСИН России на большое количество заявлений, поступивших от сотрудников службы исполнения наказаний, не может рассматриваться в качестве доказательства уважительности причин нарушения установленного Правилами срока рассмотрения заявления Ткаченко А.Г.
Бездействие комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России создало препятствие к реализации Ткаченко А.Г. права на своевременное рассмотрение заявления о принятии на учёт для получения единовременной выплаты, в связи с чем суд обоснованно признал указанное бездействие незаконным.
Довод представителя ФСИН России о пропуске заявителем срока для обращения в суд, установленного статьей 219 КАС Российской Федерации, равно как и суждение о необходимости исчисления такого срока с 01 января 2015 года - дня, когда истец должен был быть уведомлен о результатах рассмотрения поданного им заявления, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Действительно, ч.1 ст. 219 КАС Российской Федерации предусмотрено право гражданина обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Между тем, поскольку Ткаченко А.Г. оспаривает бездействие государственного органа, выразившееся в неисполнении обязанности рассмотрения его заявления, которое носит длящийся характер и, учитывая, что до настоящего времени какое-либо решение по существу обращения заявителя не принято, то административный истец на протяжении всего времени бездействия ФСИН России имеет право на судебную защиту, в силу чего процессуальный срок, установленный статьей 219 КАС Российской Федерации, на дату обращения административного истца в суд не пропущен.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2016 года по делу N 2а-5277/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.