Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании 30 мая 2017 года административное дело N2а-2569/2017 по апелляционной жалобе Крашенинниковой Н. И. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2017 года по административному иску Крашенинниковой Н. И. к начальнику Информационного центра Главного Управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснение административного истца, представителя административного ответчика - Азаренко И.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Крашенинникова Н.И. обратилась в суд с административным иском к начальнику Информационного центра Главного Управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в котором просила признать незаконными отказы в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости с указанием в графе "имеются (не имеется) сведения о судимости на территории Российской Федерации" - "не имеются" и внесении соответствующих изменений в информационную базу Информационного центра Главного Управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - ГУ МВД России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила возложить на административного ответчика обязанность выдать справку с записью, что данных о наличии судимости не имеется и внесении аналогичных сведений в информационную базу.
В обоснование требований Крашенинникова Н.И. указала, что обратившись в Информационный центр ГУ МВД России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области получила справку от 04.03.2015 N35/2-9846 П(N275965) о наличии (отсутствии) судимости. В данной справке в графе о наличии сведений о судимости на территории Российской Федерации указана информация о том, что Крашенинникова Н.И. " ... ". Крашенинникова Н.И. обратилась к начальнику Информационного центра ГУ МВД России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просила выдать ей справку с указанием, что сведений о её судимости в информационной базе не имеется. В ответ на её заявление получила отказ, который мотивирован тем, что сотрудник Информационного центра ГУ МВД России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области действовал в соответствии с Административным регламентом МВД Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011 N1121, а содержание справки регламентировано п.74 данного Административного регламента. По мнению административного истца, в данную справку должна быть внесена запись "не имеются". Наличие указанных сведений создает Крашенинниковой Н.И. препятствия к трудоустройству.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21.02.2017 в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика полагал решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21.02.2017.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.03.2015 Информационным центром ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Крашенинниковой Н.И. выдана справка N 35/2-9846П. В данной справке, в графе о наличии сведений о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации указано, что Крашенинникова Н.И., "дата" рождения, " ... "
На обращение Крашенинниковой Н.И., по поводу несогласия с информацией, указанной в справке о наличии (отсутствии) судимости письмом от 28.06.2016 N3/167801598867 за подписью начальника Информационного Центра ГУ МВД России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области Пчоловского Н.К., Крашенинниковой Н.И. сообщено, что по её заявлению о предоставлении государственной услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости Информационным центром ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области были направлены запросы в ФКУ "ГИАЦ МВД России", в МВД по Республике " ... " (по месту рождения), по результатам полученной информации подготовлена справка, в которой отображена информация, находящаяся в оперативно-справочных учетах, а также сообщено, что нарушений в действиях сотрудников Информационного центра не выявлено.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд пришёл к выводу, что оснований для неуказания оспариваемых сведений в справке о наличии (отсутствии) судимости у административного ответчика не имелось.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе, о лицах, осужденных за совершение преступления (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
Приказом Генпрокуратуры России N39, МВД России N1070, МЧС России N1021, Минюста России N253, ФСБ России N780, Минэкономразвития России N353, ФСКН России N399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, который определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
Согласно п.п. 27, 28 названного Положения учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется Информационным Центром, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.
Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.
Основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и о возобновлении производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета; постановление о принятии уголовного дела к производству, поступившего по подследственности, по которому преступления ранее были учтены в другом ИЦ и подлежат там снятию с учета; постановление о выделении уголовного дела о ранее неучтенном преступлении из другого уголовного дела; постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее неучтенному преступлению; обвинительное заключение (акт) по ранее неучтенному преступлению; обвинительный приговор суда по делу частного обвинения; постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства.
В соответствии с требованиями п. п. 15, 16.5 "е" Приказа МВД России от 09.07.2007 N 612дсп "Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации", п. 13.1 данного Наставления, п. 15.2.15.4 Приложения N1 к Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному межведомственным Приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генпрокуратуры Российской Федерации от 12.02.2014 N89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324 дсп/133дс/63дсп/14/95дсп, поставленные на пофамильный оперативно-справочный учет ИЦ УМВД учетные документы хранятся и изымаются по срокам хранения в зависимости от принятого решения следственными или судебными органами и только после получения подтверждающих документов.
В соответствии с требованиями Приказа МВД России от 12.02.2014 года N89дсп, в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия или погашения судимости, в пофамильных карточках учетные карточки хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта амнистии или помилования, в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, - до достижения ими 80-летнего возраста.
Пунктом 72 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом МВД России от 07.11.2011 N1121 (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления, осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.
При установлении в отношении заявителя сведений об осуждении за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, информация анализируется с учетом положений статей 74, 84, 85, 86 и 95 Уголовного кодекса Российской Федерации на предмет погашения или снятия судимости.
Срок выполнения действия не должен превышать срока, установленного для предоставления государственной услуги.
После проведения проверок и получения сведений в отношении заявителя из оперативно-справочных учетов ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ должностным лицом, уполномоченным на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение N6) (пункт 73 Административного регламента).
В справке о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования имеются следующие графы:
- имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации;
- имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации.
В справке о наличии (отсутствии) судимости в соответствующих графах делается отметка "не имеются" при отсутствии сведений о судимости (в том числе имевшейся ранее), сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (пункт 74.1 Административного регламента).
Согласно пункту 74.2 Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" делается отметка "не имеются" при наличии сведений о прекращении факта уголовного преследования по следующим основаниям: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения; отсутствие заявления (жалобы) потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (жалобе); наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела; отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица либо отсутствие согласия суда, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого; непричастность подозреваемого, обвиняемого или подсудимого к совершению преступления; вынесение в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта.
Пунктом 74.3 Административного регламента предусмотрено, что в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации" при наличии сведений об имеющейся судимости, а также о снятой и погашенной судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания погашения или снятия судимости.
В графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" указываются: дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования, при наличии сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по основаниям, в том числе, вследствие акта об амнистии (п. 74.4 Административного регламента).
В ходе рассмотрения дела Крашенинниковой Н.И. не оспаривался факт привлечения к уголовной ответственности приговором " ... " Однако, со ссылкой на положения ст.86 Уголовного Кодекса Российской Федерации, полагала, что данные сведения не подлежат воспроизведению в оспариваемой справке.
Согласно ч.1 ст.84 Уголовного кодекса Российской Федерации амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
В силу п.1 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с данным Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым (п.2 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость(ч.2 ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Согласно разъяснению, содержащихся в п.5 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.03.1970 N4 "Об исчислении срока погашения судимости", при постановлении обвинительного приговора без назначения наказания, а также с освобождением осужденного от наказания в силу акта об амнистии или в связи с истечением давностного срока виновный, как не отбывавший наказание, признается не имеющим судимости, независимо от продолжительности предварительного заключения.
Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации и разъяснений относительно его применения, сведения в отношении Крашенинниковой Н.И. не подлежат указанию в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации".
Между тем, ошибочное указание данных сведений в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации" не свидетельствует о необходимости исключения их из выданной справки, на чём настаивает административный истец, поскольку освобождение от наказания не аннулирует факт уголовного преследования, который имел место в отношении Крашенинниковой Н.И.
Информация о судимости Крашенинниковой Н.И. подлежала указанию в "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации".
То обстоятельство, что административным ответчиком сведения о судимости Крашенинниковой Н.И. указаны в иной графе справки не влияют на законность действий административного ответчика, поскольку указанные данные подлежат указанию в данной справке в любом случае.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий административного ответчика, выразившиеся во внесении оспариваемой информации в справку.
При этом сама по себе запись, внесенная в информационную базу данных, прав Крашенинниковой Н.И. не нарушает, поскольку лишь отражает имеющиеся в УМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сведения, соответствует действительности, дополнительных обязанностей для заявителя не порождает.
Действия МВД России, по хранению и обработке информации о привлечении заявителя к уголовной ответственности соответствуют требованиям правовых актов, следовательно, оснований для внесения изменения в базу данных, не имеется.
Принципы обработки персональных данных, установленные ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", а равно охраняемые законом интересы административного истца, не нарушены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия с решением суда первой инстанции считает возможным согласиться.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.