Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Белоногого А.В., Ильичевой Е.В.
с участием прокурора
Штыга Т.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июня 2017 года апелляционную жалобу Бериева (Бериашвили) Г. С. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 мая 2017 года по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о помещении Бериева (Бериашвили) Г. С., "дата" рождения, уроженца Грузинской ССР, являющегося лицом без гражданства, в Центр временного содержания иностранных граждан N 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, - до исполнения решения о депортации, но не более чем на 120 суток.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя административного истца Пономарева А.А., административного ответчика Бериева Г.С. и его представителя - адвоката Бекаури Г.Ш., заключение прокурора Штыга Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) обратилось в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило поместить лицо без гражданства Бериева (до 14 октября 2008 года Бериашвили) Г.С., "дата" рождения, уроженца Грузинской ССР, в Центр временного содержания иностранных граждан N1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на срок до завершения процедуры депортации, но не более чем на 120 суток.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в отношении Бериева Г.С. 15 мая 2017 года УМВД России по Архангельской области принято решение о депортации. Депортация административного ответчика по освобождению из мест лишения свободы не представилось возможной в связи с отсутствием у него документов, удостоверяющих личность и действительных для пересечения Государственной границы Российской Федерации. На территории Архангельской области специального учреждения временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации, не имеется, в связи с чем 17 мая 2017 года в 12 часов 37 минут Бериев Г.С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан N1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на срок, не превышающий 48 часов. Поскольку помещение в указанное специализированное учреждение полежит только на основании решения суда, административный истец обратился в суд.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 мая 2017 года административное исковое заявление удовлетворено. Бериев Г.С., 08 "дата" рождения, уроженец Грузинской ССР, помещён в Центр временного содержания иностранных граждан N1 ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, Кингисеппское шоссе, д. 51, корп. 1, лит. А, Б, на срок до исполнения решения о депортации, но не более 120 суток - до 14 сентября 2017 года включительно.
В апелляционной жалобе Бериев Г.С., в лице своего представителя адвоката Бекаури Г.Ш., просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав административного ответчика и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагающего оставить решение без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из представленной в материалы дела копии заключения об установлении личности лица без гражданства Бериевеа Г., составленного должностными лицами УФМС России по " ... " области 11.05.2016, следует, что Бериев Г. (урожденный Бериашвили) родился "дата" на территории Грузинской ССР, по достижении шестнадцатилетнего возраста был документирован паспортом гражданина СССР. В 1980 году Бериашвили Г. был осужден Руставским районным судом Грузинской ССР к " ... " лишения свободы. Отбывал наказание на территории Грузинской ССР. Из мест лишения свободы Бериашвили Г. бежал. В 1983 году задержан сотрудниками милиции в г.Владикавказе и районным народным судом г.Орджоникидзе Грузинской ССР осужден к " ... " лишения свободы. Наказание Бериашвили Г. отбывал в " ... ", затем в г" ... ". В 1984 г. " ... " судом " ... " осужден к " ... " лишения свободы. Наказание отбывал в " ... ", затем в г." ... ". В 1987 году освобожден по отбытию срока наказания. После освобождения Бериашвили Г. выехал на территорию Грузинской ССР, где в 1990 г. был документирован паспортом гражданина СССР. В 1999 г. был документирован удостоверением личности гражданина Грузии. 30.07.2003 г. в Республике Северная Осетия-Алания Российской Федерации был документирован паспортом гражданина РФ. По достижении возраста сорока пяти лет Бериашвили Г. ОУФМС России по Ярославской области в Заволжском районе г.Ярославля выдан паспорт гражданина РФ. По результатам поверки УФМС России по Ярославской области заключением от 15.04.2008 установлена незаконность выдачи паспорта гражданина РФ Бериашвили Г., паспорт изъят. На основании личного заявления Бериашвили Г.С., отделом ЗАГС Администрации местного самоуправления Пригородского района Республики Северная Осетия - Алания, выдано свидетельство о перемене фамилии данного лица на "Бериев". 14.10.2008 ОУФМС России по Республике Северная Осетия - Алания в Пригородном районе Бериев Г. документирован паспортом гражданина Российской Федерации. На основании заключения начальника УФМС России по Республике Северная Осетия - Алания от 14.10.2015 паспорт гражданина РФ, выданный Бериеву Г.С. 14.10.2008, признан выданным в нарушении установленного порядка и объявлен недействительным, подтверждено отсутствие гражданства РФ у Бериева Г.С.
03 декабря 2015 года Министром внутренних дел Российской Федерации утверждено решение от 02 декабря 2015 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в отношении гражданина Грузии Бериева Георгия.
Приговором Солцевского районного суда Москвы от 11 июля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным постановлением Московского городского суда, Бериев Г.С. осужден по ст." ... ", с назначением наказания " ... " лишения свободы.
С " ... " Бериев Г. по данному приговору отбывал наказание в " ... ".
Распоряжением заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N2303-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Бериева Г.С., являющего лицом без гражданства, признано нежелательным.
15 мая 2017 год УМВД России по Архангельской области принято решение N 32 о депортации Бериева (Бериашвили) Г.С..
Решением Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 мая 2017 года Бериев Г.С., в связи с освобождением из мест лишения свободы, невозможностью немедленной депортации на основании решения УМВД России по Архангельской области от 15.05.2017 N 32, в связи с отсутствием документов, удостоверяющих личность и действительных при пересечении Государственной границы Российской Федерации, отсутствием на территории Архангельской области специального учреждения временного содержания иностранных граждан, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан N1 ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, Кингисеппское шоссе, д. 51, корп. 1, лит. А. на срок, не превышающий 48 часов.
Согласно акту приема-передачи Бериев (Бериашвили) Г. от 17.05.2017 передан в указанное учреждение в 12.37 ч.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что представленные документы подтверждают, что Бериев Г.С. подлежит депортации и не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и пришел к выводу, что срок пребывания в специальном учреждении не превышающий 120 суток, с учетом временных затрат, необходимых для осуществления процедуры депортации, в том числе, собирания документов о наличии у административного ответчика гражданства соответствующего государства, является разумным.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции считает возможным согласиться.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренным данным Кодексом, рассматривают дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении.
В соответствии с правилами исключительной подсудности, установленными в статье 23 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии (ч.1).
Данное положение воспроизведено также в части 2 статьи 266 КАС РФ.
В силу п.1 Положения о Центре временного содержания иностранных граждан N 1 Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утвержденного Приказом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.04.2017 N 225, данный Центр является - специальным учреждением, предназначенным для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международном договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Местоположение Центра: г. Санкт-Петербург, г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, лит. А, Б. (п.7 Положения), что относится к подсудности Красносельского районного суда Санкт-Петербурга.
Фактическое помещение 17.05.2017 в указанный Центр Бериева Г.С. и нахождение там до настоящего времени стороной административного ответчика не оспаривается.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о рассмотрении дела Красносельским районным судом Санкт-Петербурга с нарушением правил подсудности не основано на положениях действующего процессуального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о нерассмотрении судом ходатайства о неправомочности суда рассматривать административный иск в отношении Бериева Г.С., поскольку нарушается его конституционное право о рассмотрении его дела Красноперекопским районным судом г.Ярославля, по месту жительства Бериева Г.С., либо Тутаевским городским судом Ярославской области, по месту нахождения специального учреждения, либо соответствующим судом Архангельской области, где в отношении Бериева Г.С. вынесено решение о его депортации, не соответствует содержанию обжалуемого судебного акта, в котором довод о нарушении территориальной подсудности исследован и правомерно отклонен. При этом ходатайств о передаче дела по на рассмотрение другого суда, требующего разрешения по правилам ч.3 ст.27 КАС РФ стороной административного ответчика в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не заявлялось.
Не может быть принято во внимание и утверждение представителя Бериева Г.С. о незаконности помещения данного лица именно в Центр временного содержания иностранных граждан N 1 Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по мотиву наличия ближерасположенных специальных учреждений к Архангельской области, где отбывал наказание административный ответчик, поскольку таких условий для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства закон не содержит.
Позиция адвоката Бекаури Г.Ш. относительно недобросовестности в действиях сотрудников ГУ МВД, которые "похитили" Бериева Г.С. в день освобождения из " ... " в целях помещения в Центр временного содержания иностранных граждан N 1 Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области не основана на фактических обстоятельствах дела и положениях закона.
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, в соответствии с требованиями п.9.3 ст.31 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" оформлено решением от 17.05.2017. На помещение в Центр временного содержания иностранных граждан для неких иных целей по отношению к тем, которые указаны в официальных решениях компетентных органов, административный ответчик не ссылался.
На основании статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Пунктом 9 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан установлено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 марта 2006 года N55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закреплённым целям (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершённого деяния.
В рамках рассмотренного дела административным ответчиком не представлено доказательств отмены решения о депортации.
То обстоятельство, что после вынесения оспариваемого решения административным истцом в Красноперекопский районный суд г.Ярославля поданы административные исковые заявления о признании незаконными решения Управления МВД России по Архангельской области о депортации и решения Министерства юстиции о нежелательности пребывания на территории РФ не свидетельствует об отсутствии оснований для содержания Бериева Г.С. в специальном учреждении и незаконности постановленного по делу судебного акта.
Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 года N1830-О указывал, что пункт 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", действующий в настоящий момент в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 232-ФЗ, предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Относительно довода административного ответчика о его незаконном содержании в специальном учреждении в связи с наличием статуса - лицо без гражданства, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
В материалы дела представлена копия постановления Президента Грузии N 414 от 26.08.2008 о выведении из гражданства Грузии согласно личному заявлению Георгия Бериашвили, переведенного на русский язык переводчиком " ... " 13.11.2008.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя административного истца, вопрос о принадлежности Бериева (Бериашвили) Г.С. к гражданству Грузии поверяется в установленном порядке, путем направления запросов в Посольство Швейцарии в Российской Федерации, секция интересов Грузии, что относится к компетенции данного органа, как уполномоченного в сфере миграции, и прав административного ответчика не нарушает.
Статья 2 Федерального закона от 25.07.2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ определяет иностранного гражданина как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лица без гражданства - как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Каких-либо изъятий по вопросу содержания лиц без гражданства, в отношении которых приняты решения о депортации действующее законодательство не содержит.
Исходя из положений ст.2 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" специальные учреждения предназначены для содержания иностранных лиц и лиц без гражданства подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.
Принимая во внимание вышеприведенные положения Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" наличие в отношении Бериева (Бериашвили) Г.С. неотмененных и не признанных незаконными распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения о депортации, судебная коллегия находит правильным вывод районного суда о том, что имеются законные основания для помещения административного ответчика в специальное учреждение. При этом неопределенность в отношении наличия либо отсутствия у Бериева (Бериашвили) Г.С. статуса гражданина Грузии, правильности выводов суда первой инстанции в части необходимости помещения последнего в центр временного содержания как лица, в отношении которого имеется решение о депортации, не опровергает.
Выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 60, 61, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Требования главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции соблюдены: административное исковое заявление подано в суд в течение сорока восьми часов с момента помещения административного истца в Центр временного содержания (ч.1 ст. 267 КАС Российской Федерации); определение о принятии административного искового заявления к производству принято в день поступления в суд (ч.3 ст. 267 КАС Российской Федерации); дело рассмотрено в течение пяти дней со дня возбуждения дела с участием сторон, представителя административного ответчика и прокурора (ч.1 и 3 ст. 268 КАС РФ); содержание решения соответствует требованиям ст.269 КАС РФ. Установленный судом срок содержания Бериева Г.С. в специальном учреждении с учетом конкретных обстоятельства дела признается судебной коллегией разумным.
Доводы стороны административного ответчика, изложенные в судебном заседании апелляционной инстанции, о нарушении оспариваемым решением прав Бериева Г.С., предусмотренных ст.ст. 5, 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.55 Конституции Российской Федерации, поскольку на территории России у него имеется супруга, гражданка Российской Федерации, имеющая заболевание и нуждающаяся в постоянном уходе, малолетний сын, а также, что Бериев Г.С. на территории России имеет недвижимое имущество - квартиру, правового значения для настоящего дела не имеют, так как исследование данных обстоятельств не входит в предмет рассмотрения настоящего дела и подлежит проверке в рамках разрешения вопроса о законности решений о нежелательности пребывания на территории РФ и о депортации. Помещение же лица без гражданства в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого лица и при наличии такого решения, предполагающего его принудительное перемещение лица через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации. При этом, учитывая позицию стороны административного ответчика и исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, Бериев Г.С. территорию Российской Федерации покидать не намерен, со своей депортацией не согласен, ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности, соответственно, непринятие обеспечительных мер в виде помещения в специальное учреждение, может создать угрозу неисполнения действующего решения о депортации, обусловленную действиями административного ответчика, в отношении которого принято решение о депортации, а также безопасности государства, общественному порядку, правам и законным интересам других лиц.
В материалы дела административным ответчиком не представлено доказательств того, что по состоянию здоровья он не может содержаться в Центре временного содержания иностранных N 1 Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также, что в данном учреждении ему не может быть оказано соответствующее лечение в связи с имеющимися заболеваниями.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.