Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Белоногого А.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июля 2017 года административное дело N 2а-662/2017 по апелляционной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2017 года по административному исковому заявлению Войтика И. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя административного ответчика Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Одноконной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Войтик И. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконным отказ Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 01 ноября 2016 года в приеме заявления и документов на выдачу вида на жительство в Российской Федерации.
В качестве мер восстановления нарушенного права просил возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения его прав в полном объеме.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 01 ноября 2016 года обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации. В приеме документов ему было отказано на том основании, что им не представлен документ, подтверждающий невозможность отказа от имеющегося гражданства Украины. По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, поскольку его заявление соответствовало требованиям законодательства и в качестве документов, подтверждающих факт обращения за отказом от имеющегося гражданства им было представлено заявление об отказе от гражданства Украины с нотариально заверенной подписью, а также визой консула Украины об отказе в рассмотрении заявления, а также справка о невозможности отказа от гражданства Украины, выданная Генеральным консульством Украины в Санкт-Петербурге.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2017 года требования административного иска удовлетворены. Отказ Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 01 ноября 2016 года в приеме заявления и документов о выдаче вида на жительство в Российской Федерации от Войтика И., гражданина Украины, "дата" рождения, признан незаконным. На ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения, приняв заявление и полный пакет документов от гражданина Украины Войтика И.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда и принять новое, которым отказать в удовлетворении требований административного иска.
Учитывая, что административный истец о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явились, руководствуясь положениями ст.ст.150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Войтик И., "дата" рождения, является гражданином Украины.
Решением Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N146 от 16 сентября 2016 года Войтик И. признан носителем русского языка на основании части 1 статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
01 ноября 2016 года Войтик И. обратился на прием в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о выдаче вида на жительство, как иностранный гражданин, признанный носителем русского языка.
С заявлением истец представил ответ Генерального Консульства Украины от 17 октября 2016 года N6113/091-530-4233, которым подтверждает факт обращения Войтика И. в Консульство с заявлением об отказе от гражданства Украины, а также указано, что отказ от гражданства Украины не предусмотрен.
При подаче заявления административным истцом были представлены:
- нотариально заверенный перевод паспорта;
- копия решения о признании носителем русского языка;
- медицинское заключение об отсутствии заболевания наркоманией;
- медицинское заключение об отсутствии инфекционных заболеваний;
- сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;
- квитанция об уплате госпошлины;
- заявление об отказе от гражданства Войтика И. в Консульство Украины, с визой консула, о том, что заявление в части отказа от гражданства Украины рассмотрению не подлежит.
В принятии заявления и приложенных к нему документов Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было отказано, со ссылкой на то обстоятельство, что административным истцом не был представлен документ, подтверждающий обращение Войтика И. в полномочный орган об отказе от имеющегося у него гражданства Украины или документ о невозможности отказа от гражданства Украины.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 22.04.2013 N215 (далее - Административный регламент), не устанавливает каких-либо критериев, предъявляемых к документам о выходе иностранного гражданина из имеющегося у него гражданства, в то время как заявление Войтика И. об отказе от гражданства и ответ Генерального консульства Украины от 17 октября 2016 года, сами по себе подтверждают факт обращения заявителя об отказе от имеющегося у него гражданства, пришел к выводу, что возможность подачи заявления иностранным гражданином о получении вида на жительство необоснованно поставлена административным ответчиком в зависимость от выхода из гражданства, имеющегося у иностранного гражданина.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений подпунктов 3.2, 3.3 статьи 8, пункта 5 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации NФЗ-115 от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пункта 41 Административного регламента, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием, определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статьей 2 поименованного Федерального закона установлено, что вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Выдача такого документа, как вид на жительство, является правом, а не обязанностью Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
Согласно пункту 3.2 означенной статьи, заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином, указанным в подпункте 2 пункта 3.1 (иностранными гражданами, признанными носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации") настоящей статьи, с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. Указанные документы не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
При этом положениями пункта 5 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N115-ФЗ установлено, что порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Так, Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
В силу пункта 27.1 Административного регламента, для получения вида на жительство иностранный гражданин, признанный носителем русского языка, подает:
27.1.1. Заявление (приложение N3 к Административному регламенту) в двух экземплярах.
27.1.2. Фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 21.2 Административного регламента.
27.1.3. Документ, удостоверяющий личность.
27.1.4. Документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документ о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. Указанные документы не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
27.1.5. Документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Согласно пункту 59 Административного регламента, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация заявления;
рассмотрение заявления;
формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги;
принятие решения по результатам рассмотрения заявления;
направление уведомления о принятом решении;
осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме;
оформление и выдача вида на жительство;
выдача вида на жительство отдельным категориям иностранных граждан;
оформление вида на жительство при утрате или обмене документа, удостоверяющего личность, либо при изменении персональных данных владельца вида на жительство;
продление срока действия вида на жительство.
В силу пунктов 66, 68 Административного регламента по заявлению иностранного гражданина о выдаче ему вида на жительство осуществляются административные процедуры, в ходе которых проводится проверка заявителя и сообщенных им сведений по учетам Федеральной миграционной службы России, территориальных органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, службы судебных приставов, органов социальной защиты населения, органов здравоохранения и других заинтересованных органов для выявления оснований отказа в выдаче вида на жительство (пункты 43, 43.1 Административного регламента).
Согласно пункту 61 Административного регламента при подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленных форм заявлений и подготовку необходимого пакета документов с приложением копий документов в случаях, предусмотренных Административным регламентом.
Сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение всех реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство, а также наличие оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению.
Пунктом 41 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Так, заявление и документы к рассмотрению не принимаются:
- если нарушены требования к форме и содержанию заявления;
- при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных;
- если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием единого портала;
- если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
- если со дня получения разрешения на временное проживание не прошло 6 месяцев, за исключением иностранных граждан, указанных в абзаце шестом пункта 2 Административного регламента;
- если срок действия разрешения на временное проживание составляет менее 6 месяцев;
- если иностранный гражданин в качестве документа, удостоверяющего личность, представляет документ, выданный в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспорт моряка, или документ, срок действия которого составляет менее 6 месяцев, или недействительный документ;
- если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, этап принятия документов к рассмотрению и проверки является формальным и возлагает обязанность на сотрудника, осуществляющего прием документов, лишь удостоверить верность заполнения самого заявления, а также представление иностранным гражданином документов, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности выдачи вида на жительство.
При этом в обязанности сотрудника, осуществляющего прием заявителей, не входит проверка достоверности сведений, указанных иностранным гражданином в заявлении, а также соответствие представляемых документов положениям нормативных правовых актов иных государств.
Поскольку административным истцом при подачи документов для оформления вида на жительство 01 ноября 2016 года представлены документы полномочного органа иностранного государства, подтверждающие обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства и о невозможности отказа от гражданства, то есть документы, формально отвечающие требованиям п.3.2 ст.8 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и п.27.1.4 Административного регламента, суд первой инстанции пришел обоснованно к выводу о незаконности отказа в принятии у Войтика И. документов для получения вида на жительство по указанному административным ответчиком мотиву.
Доводы апелляционной жалобы основаны на произвольном расширительном толковании положений п.3.2 ст.8 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", п.27.1.4 Административного регламента и не могут свидетельствовать о незаконности судебного акта.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.