Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании 18 июля 2017 года административное дело N2а-2309/2017 по апелляционной жалобе Ражева Д. А. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 11 апреля 2017 года по административному иску Ражева Д. А. к призывной комиссии МО "Юго-Запад", ФКУ "Военный Комиссариат города Санкт-Петербурга" об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Ражева Д.А., представителя ФКУ "Военной комиссариат города Санкт-Петербурга" - Касьяновой Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ражев Д.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии о зачислении в запас, как гражданина не прошедшего военную службу, не имея на то за законных основания по достижении возраста 27 лет.
В обоснование заявленных требований указал, что состоял на воинском учете и являлся призывником Военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга. 24.11.2016 в отношении него приятно решение о зачислении в запас, как гражданина не прошедшего военную службу, не имея на то законных основании по достижении возраста 27 лет. Между тем, призывной комиссией не учтено, что у него имеется заболевание "" ... "", которое является основанием для определения категории годности к военной службе "В" (ограниченно годен к военной службе). На мероприятия, связанные с призывом он не вызывался.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 11.04.2017 в удовлетворении заявленных Ражевым Д.А. требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В суде апелляционной инстанции административный истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика ФКУ "Военный Комиссариат города Санкт-Петербурга" полагал решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Учитывая, что административный ответчик призывная комиссия МО "Юго-Запад" о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, руководствуясь положениям ст.ст.150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что с 19.01.2006 Ражев Д.А., "дата" г.рожд., состоит на учете в отделе Красносельского района Военного комиссариата Санкт-Петербурга.
Решением призывной комиссии от 19.12.2007 Ражеву Д.А. предоставлена отсрочка до 31.06.2012 в связи с обучением.
В период с 01.07.2012 по 19.09.2016 Ражев Д.А. не проходил военную службу, решений о призыве Ражева Д.А. на военную службу в названный период не принималось.
19.09.2016 Ражев Д.А. достиг возраста 27 лет.
24.11.2016 призывной комиссией, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ "Юго-Запад" было вынесено решение N 13 о том, что Ражев Д.А. подлежит зачислению в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении 27 лет.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы административного истца о наличии у него заболевания, в связи с которым он подлежал признанию ограниченно годным к военной службе.
Пунктом "в" ст.62 Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, установлено, что ограниченные формы псориаза являются основанием для установления гражданину категории годности к военной службе - В (ограниченно годен к военной службе).
Между тем, медицинских данных относительно наличия данного заболевания у Ражева Д.А. в период с 01.07.2012 по 19.09.2016 не имеется.
Согласно ответу из Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер N6" на запрос военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району Ражев Д.А. на диспансерном учете в СПб ГБУЗ КВД N6 не состоит, обращался в КВД N6 дважды: 20.11.2016 и 23.12.2016 с диагнозом "" ... ""
Отказывая в удовлетворении требований административного иска суд первой инстанции исходил из того что материалы дела содержат сведения о том, что Ражев Д.А. в период с 2012 по 2016 год оповещался о необходимости явки в отдел военного комиссариата и по повестками не являлся. В период отсрочки Ражев Д.А. изменил место регистрации, о чем не сообщил в установленный срок в военный комиссариат, что свидетельствует о наличии у призывной комиссии оснований для принятия в отношении Ражева Д.А. решения о зачисления в запас по основанию, предусмотренному абз.7 п.1 ст.52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
По мнению судебной коллегии, данный вывод сделан судом без учета существенных по делу обстоятельств и положений действующего законодательства, регламентирующего призыв граждан на военную службу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно положениям ч. 1.1. ст. 28 названного Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет (п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
На основании Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу осуществлялся с 1 апреля по 15 июля 2014 года.
В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2014 N 647 "О призыве в октябре - декабре 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 1 октября по 31 декабря 2014 г.
Весенний и осенний призыв на военную службу в 2015 году осуществлялся на основании Указов Президента РФ от 25.03.2015 N 160 и от 30.09.2015 N 493.
Также, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2016 года N 139 призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 01 апреля по 15 июля 2016 года.
В период осеннего призыва 2016 г., Ражев Д.А., как лицо, достигшее возраста 27 лет, призыву на военную службу не подлежал.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.06 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес (п. 35 указанного Положения).
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета (п. 36 названного Положения).
Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
Между тем, таких данных в отношении заявителя в юридически значимый период времени, то есть с 01 января 2014 года до достижения возраста 27 лет, административным ответчиком суду представлено не было.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Согласно ч. 3 названной статьи на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 26 данного Федерального закона).
На основании п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
В материалах личного дела призывника Ражева Д.А. имеются повестки о его вызове в военный комиссариат Красносельского района Санкт-Петербурга 24.03.2014, 24.09.2014, 31.03.2016 для уточнения документов воинского учета, то есть не в связи с мероприятиями по призыву, предусмотренными ст.26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и не в периоды призывных кампаний, определенных Указами Президента РФ в 2014 и 2016 годах.
Указанные повестки работниками отдела Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району Ражеву Д.А. под расписку вручены не были.
Сведений о направлении повесток посредством почтовой организации административным ответчиком не представлено.
Приходя к выводу об уклонении Ражева Д.А. от прохождения военной службы по призыву, суд первой инстанции указал, что в нарушение ст.10 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" административный истец не сообщил в военный комиссариат о перемене места жительства.
Из материалов дела усматривается, что с 19.11.1989 Ражев Д.А. имел регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес", с 09.12.2010 зарегистрирован по адресу: "адрес"
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Аналогичная норма содержится в подпункте "г" пункта 50 раздела 1Х Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении положения о воинском учете".
Данная обязанность административным истцом исполнена не была.
В то же время, в отсутствие подтверждения вызовов административного истцу для осуществления мероприятий по призыву, неисполнение Ражевым Д.А. обязанности по уведомлению военного комиссариата о перемене места жительства не являлось достаточным основанием для признания оспариваемого решения законным и обоснованным.
Судебная коллегия также учитывает, что в личном деле призывника имеется докладная начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу отдела Военного Комиссариата города Санкт-Петербурга по Красносельскому району составленная на имя начальника отдела Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району о том, что при изучении 01.10.2014 личного дела призывника Ражева Д.А. было установлено нарушение Ражевым Д.А. положений ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" так как Ражев Д.А. не сообщил в отдел Военного Комиссариата города Санкт-Петербурга по Красносельскому району об изменении своих военно-учетных данных.
Таким образом, установив в 2014 году нарушение административным истцом положений ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" административные ответчики не предприняли мер по его вызову для осуществления мероприятий по призыву и привлечения к ответственности.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленные призывной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального Округа "Юго-Запад" документы, свидетельствуют о том, что призыв Ражев Д.А. на военную службу в период с 01.01.2014 до 19.09.2016 не осуществлялся, в связи с чем у призывной комиссии отсутствовали основания для принятия решения от 24.11.2016 о зачислении Ражева Д.А. в запас по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований, что судом первой инстанции учтено не было. Решение суда от 11.04.2017 подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку Ражев Д.А. по достижении 27 лет подлежал зачислению в запас не по п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663, а по иным основаниям, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на призывную комиссию обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод Ражева Д.А., установив для этого тридцатидневный срок со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 11 апреля 2017 года отменить.
Признать незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих не территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный Округ "Юго-Запад", от 24 ноября 2016 года N13 о зачислении Ражева Дмитрия Андреевича, "дата" рождения, в запас, как гражданина на прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований по достижении 27 лет.
Обязать призывную комиссию, осуществляющую призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих не территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный Округ "Юго-Запад", в течение 30 дней со дня вынесения апелляционного определения принять решение в отношении Ражева Дмитрия Андреевича, "дата" рождения, в соответствии с положениями статей 28, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.