Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичёвой Е.В.
при секретаре Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2017 года административное дело N2а-5148/2017 по апелляционной жалобе Леонец Т. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 года по административному исковому заявлению Леонец Т. В. к отделу по Выборгскому району Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, обязании произвести регистрацию.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца Леонец Т.В., представителя административного истца Чистякова А.С., действующего на основании доверенности от 12 декабря 2016 года сроком на 3 года, представителя административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Красновой Е.И., действующей на основании доверенности от 5 января 2017 года сроком по 31 декабря 2017 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Леонец Т. В. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить отказ отдела по Выборгскому району Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в регистрации административного истца по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", и обязать зарегистрировать по указанному адресу.
В обоснование заявленных требований Леонец Т.В. указала, что в декабре 2011 года была вселена по месту жительства в квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", "адрес", предоставленную супругу Леонцу А.С. по договору социального найма, с которым зарегистрирован брак "дата". В регистрации в указанной квартире ей было отказано в связи с не предоставлением согласия на регистрацию всех членов семьи. Отказ, по мнению Леонец Т.В., является незаконным, так как Леонец О.Ф. и её несовершеннолетние дети Леонец С. и Леонец Д. не являются членами семьи нанимателя жилого помещения Леонец А.С. и не проживают по месту регистрации.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Леонец Т.В. отказано.
В апелляционной жалобе Леонец Т.В. просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права; приказы Федеральной миграционной службы России в связи с упразднением службы не подлежат применению; суд неправильно распределил бремя доказывания и не принял во внимание, что в соответствии со статьёй 70 Жилищного кодекса Российской Федерации на регистрацию требуется согласие членов семьи нанимателя, к которым согласно статье 69 указанного Кодекса не относится бывшая жена нанимателя Леонец О.Ф. и её несовершеннолетний сын Леонец С.А.
Выслушав административного истца и её представителя, подержавших доводы апелляционной жалобы, и представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
16 ноября 2011 года между ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ и Леонцом А. С. на основании извещения N0011448 от 13 ноября 2010 года руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ о распределении жилого помещения и решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма N814 от 16 ноября 2011 года начальника ФГУ "Востокрегионжилье" МО РФ заключен договор социального найма жилого помещения- квартиры, площадью 77 кв.м., состоящей из 3-х комнат, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Совместно с нанимателем Леонцом А.С. в указанное жилое помещение в соответствии с договором социального найма жилого помещения вселены и зарегистрированы 12 декабря 2011 года:
-супруга Леонец О. Ф., "дата" года рождения,
-мать Леонец М. Н., "дата" года рождения,
-сын Леонец С. А., "дата" года рождения,
-дочь Леонец В. А., "дата" года рождения.
В дальнейшем в квартиру были зарегистрированы несовершеннолетние дети:
-17 октября 2012 года -сын Леонец О.Ф.- Леонец Д. А., "дата" года рождения,
-28 марта 2013 года -сын Леонца А.С. и административного истца Леонец Р. А., "дата" года рождения,
-25 июля 2014 года -сын Леонца А.С. и административного истца Леонец А. А.ич, "дата" года рождения,
-01 марта 2017 года -дочь Леонца А.С. и административного истца Леонец З. А., "дата" года рождения.
24 сентября 2014 года административный истец Леонец Т.В. зарегистрировала брак с Леонцом А.С.
19 декабря 2016 года Леонец Т.В. обратилась с заявлением в 2 отделение отдела по Выборгскому району Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о регистрации по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", представив согласие на регистрацию нанимателя Леонца А.С. и его матери Леонец М.Н.
22 декабря 2016 года начальник 2 отделения отдела по Выборгскому району Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указала на необходимость предоставления согласия в письменной форме всех совершеннолетних членов семьи нанимателя.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение административного ответчика является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации N5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 17 июля 1995 года N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета (далее - Правила).
Пунктом 16 Правил определено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
-документ, удостоверяющий личность;
-заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
-документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно пункту 18 указанных Правил органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов.
В соответствии с пунктом 26.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 (ред. от 19.01.2015) для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
-документ, удостоверяющий личность;
-заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N3 к Регламенту);
-документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).
При этом согласно пункту 26.3 Административного регламента проживающие совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетние пользователи свое согласие на вселение членов семьи нанимателя жилого помещения и их постоянное проживание выражают в письменной форме.
Верховный Суд Российской Федерации, отказывая 9 апреля 2009 года (дело N ГКПИ09-332) в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации, указал, что пункт 16 Правил воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, а именно: заявление установленной формы, документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Отсутствие в пункте 16 Правил указания на то, что при вселении в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, требуется получение согласия в письменной форме временно отсутствующих членов семьи нанимателя, не свидетельствует о незаконности Правил в данной части, поскольку в них закреплена общая, применимая ко всем случаям, норма о представлении гражданином для регистрации по месту жительства документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. При вселении нанимателем в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, иных лиц таким документом является заявление нанимателя о предоставлении жилого помещения, согласованное в письменной форме с членами его семьи, в том числе временно отсутствующими.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 года по делу N АКПИ12-1209 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации и установлено, что в абзацах первом-пятом пункта 16 Правил воспроизведен законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства и приведенный в данной норме перечень документов не противоречит законодательству и не является исчерпывающим. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 4-П).
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Одно из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей закреплено в статье 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи (часть 1).
Согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2) и должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3).
Исходя из положений этих норм, вселение нанимателем жилого помещения членов своей семьи и последующая их регистрация по месту жительства является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем необходимо согласие всех членов семьи нанимателя этого жилого помещения.
Бывшая жена нанимателя Леонца А.С.- Леонец О.Ф. включена в договор социального найма от 16 ноября 2011 года и имеет равные с Леонцом А.С. права на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в связи с чем на вселение административного истца в указанную квартиру требуется её согласие.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ответственных за регистрацию должностных лиц находятся в зависимости от волеизъявления как нанимателя спорного жилого помещения, так и других совершеннолетних лиц, зарегистрированных в квартире, в том числе и Леонец О.Ф., которая по объяснениям административного истца возражает против её регистрации в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Доводы апелляционной жалобы о том, что Леонец О.Ф. не является членом семьи нанимателя Леонца А.С. и не проживает в квартире, что по мнению административного истца дает ей право не получать согласия Леонец О.Ф., не могут быть приняты во внимание, поскольку договор социального найма жилого помещения до настоящего времени в установленном законом порядке не изменен, Леонец О.Ф. не признана утратившей право пользования спорным жилым помещением, а в силу статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и абзаца 5 пункта 16 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 17 июля 1995 года, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, является обязательным приложением к заявлению о регистрации по месту жительства гражданина по месту жительства.
Как следует из части второй статьи 6 указанного Закона, только представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.
Отсутствие у административного истца регистрации и другого жилого помещения не имеет правого значения при рассмотрении данной категории дел.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик руководствовался Административным регламентом, действие которого прекратилось в связи с упразднением Федеральной миграционной службы России, является ошибочным, поскольку на момент утверждения Административного регламента ФМС России осуществляла свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N928. Будучи федеральным органом исполнительной власти, ФМС России, реализуя государственную политику в сфере миграции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, была уполномочена принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" функции и полномочия упразднённой Федеральной миграционной службы Российской Федерации переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 (ред. от 19.01.2015) об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации до настоящего времени не отменен и не признан недействительным.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леонец Т. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.