4г/10 -6039/2017
Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу * Л.Н., поступившую в суд кассационной инстанции 10 мая 2017 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 декабря 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2017 года по делу по иску * Л.Н. к ФСИН России о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты,
Установил:
* Л.Н. обратилась в суд к ФСИН России с иском о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты, ссылаясь на то, что проходила службу в должности * ФКУ ИК-*УФСИН России по *, имеет специальное звание * внутренней службы, 22 января 2014 года она обратилась в ФСИН России с рапортом о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к заявлению все необходимые документы, однако 31 марта 2016 года на основании протокола N * комиссией ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ей было отказано в связи с ухудшением жилищных условий, в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 369 24 апреля 2013 года. С данными действиями ответчика истец не согласна, в связи с чем просила суд признать незаконным решение комиссии об отказе в выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 декабря 2016 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований * * к ФСИН России о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты, отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2017 года решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Судом установлено, что * Л.Н. на момент обращения с рапортом о постановке на учет являлась *внутренней службы и занимала должность * ФКУ ИК-* УФСИН России по *.
22 января 2014 года * Л.Н. обратилась во ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При подаче рапорта истцом были представлены документы на состав семьи из четырех человек: заявитель, супруг - * *, * года рождения, *- * *, * года рождения (* лет), * - * *, * года рождения (* лет).
31 марта 2016 года комиссией ФСИН России истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий, в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
При рассмотрении рапорта * Л.Н. комиссией ФСИН Росси установлено, что истец с супругом с сыновьями с 2013 года по 2018 год временно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 31,5 кв.м., по адресу: г. * ул. *, дом *, корпус *, кв. *. Собственником данного помещения, на основании копии свидетельства, является иное лицо.
Как указано в протоколе, по данному адресу истцом представлены копии лицевого счета и выписка из домовой книги, согласно которым в указанном жилом помещении постоянно зарегистрированы два человека.
Также при рассмотрении рапорта * Л.Н. установлено, что ранее истец, ее супруг и сыновья, с 2008 по 2009 года, а затем с 2010 года по 2013 год, имели постоянную регистрацию в жилом помещении общей площадью 64,9 кв.м., по адресу: г. *, проспект *, дом *, корпус*, кв. *, собственником которого является мать истца, что подтверждается копией финансового лицевого счета.
По данному адресу истцом были представлены выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет, согласно которому на указанной жилплощади постоянно зарегистрированы пять человек.
В период с октября 2009 года по январь 2010 года истец с семьей имели временную регистрацию в жилом помещении общей площадью 25,5 кв.м., по адресу: г*, собственником которого является мать истца, что было подтверждено копией финансового лицевого счета выпиской из домовой книги, согласно которым на указанной жилплощади, постоянно никто зарегистрирован не был.
Согласно справкам, полученным из ЕГРП, супруг истца произвел отчуждение жилого помещения, общей площадью 38,4 кв.м., расположенного по адресу: г. *, право собственности на которое было прекращено 15 марта 2011 года.
Как пояснил представитель ответчика в процессе судебного разбирательства, при рассмотрении вопроса о предоставлении истцу единовременной социальной выплаты комиссией было учтено, что отчуждение членом семьи заявителя жилого помещения имело место в 2011 году, а рапорт о предоставлении единовременной социальной выплаты * Л.Н. был подан 22 января 2014 года, то есть до истечения предусмотренного законом пятилетнего срока.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе * Л.Н. в удовлетворении заявленных требований, поскольку положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учёте на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учёт не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и такое условие уже было ранее установлено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, в связи с чем решение Комиссии об отказе в постановке на учёт истца для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 годаN 283-ФЗ, является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Доводы истца о том, что продажа квартиры была вызвана трудным материальным положением, цели ухудшить жилищные условия они не преследовали и на нуждаемость в жилье это не повлияло, судебная коллегия признала несостоятельными, поскольку продажа квартиры ухудшила жилищные условия семьи заявителя и имела значение для определения размера предоставляемой субсидии.
Ссылку истца в апелляционной жалобе на процессуальные нарушения, (неполноту протокола судебного заседания, сроки изготовления процессуальных документов), судебная коллегия во внимание не приняла, поскольку на законность постановленного решения они не влияют.
Доводы истца о том, что ей не дали возможности изложить свою позицию и предоставить доказательства, судебная коллегия сочла необоснованными, поскольку обстоятельства дела были установлены судом с достаточной полнотой, содержание жалобы истца новых фактов, в том числе те, которые могли бы повлиять на выводы, не содержит.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
Определил:
в передаче кассационной жалобы * Л.Н. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 декабря 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2017 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.