4г/2-7027/17
Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Черноморченко А.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Черноморченко Варвары, подписанную ее представителем Дружининым К.А., поступившую в суд кассационной инстанции 29 мая 2017 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску Черноморченко А.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Черноморченко В. к Департаменту образования города Москвы об обязании решить вопрос устройства несовершеннолетнего в дошкольное образовательное учреждение города Москвы,
установил:
Черноморченко А.Е., действующая в интересах несовершеннолетней Черноморченко В., обратилась в суд с иском к Департаменту образования города Москвы об обязании решить вопрос устройства несовершеннолетнего в дошкольное образовательное учреждение города Москвы, ссылаясь на нарушение своих прав своего несовершеннолетнего ребенка по вине ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 18 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных Черноморченко А.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Черноморченко В., исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Черноморченко А.Е., действующая в интересах несовершеннолетней Черноморченко В., выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Черноморченко А.Е. является матерью несовершеннолетней Черноморченко B.C., 05 апреля 2014 года рождения, зарегистрированной по месту пребывания:***; 04 июля 2014 года Черноморченко А.Е подано заявление на интернет - ресурс Автоматизированной информационной системы "Зачисление в ДОУ" о постановке её дочери Черноморченко В.С., 05 апреля 2014 года рождения, на учет для направления на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования подведомственные Департаменту образования города Москвы; указанному заявлению присвоен номер***, оно принято к рассмотрению; желаемая дата поступления указана 2016/2017 учебный год, желаемыми образовательными учреждениями были указаны: ГБОУ школа N1286 (приоритетное), ГБОУ Лицей N1517 (дополнительное) и ГБОУ Школа N2101 (дополнительное); несовершеннолетний ребенок Черноморченко B.C. поставлена в очередь в указанные дошкольные учреждения; по состоянию на 17 ноября 2016 года номер очереди Черноморченко B.C. в ГБОУ школа N1286 - 515, ГБОУ лицей N1571 (дополнительное) - 670, ГБОУ школа N2101 -622; из справки от 25 октября 2016 года следует, что дошкольные группы ГБОУ города Москвы "Школа N2101 "Филевский образовательный центр" по состоянию на 25 октября 2016 года укомплектованы полностью, свободных мест нет; согласно справке N 892 от 25 октября 2016 года дошкольные группы ГБОУ города Москвы "Лицей N1571" по состоянию на 25 октября 2016 года укомплектованы полностью, свободных мест нет; из справки от 25 октября 2016 года ГБОУ города Москвы "Школа с углубленным изучением французского языка" N 1286, в состав которой вошли детские сады N1982, N258, N 838, N1858, N 956, следует, что дошкольные отделения укомплектованы полностью, свободных мест нет; в соответствии со справкой Департамента образования города Москвы от 25 октября 2016 года Государственные образовательные организации, реализующих программы дошкольного образования, расположенных на территории Западного административного округа города Москвы, по состоянию на 25 октября 2016 года, укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; согласно справке Департамента образования города Москвы от 25 октября 2016 года Государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, района "Фили-Давыдково" ЗАО города Москвы, а также смежных районов по состоянию на 25 октября 2016 года укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Черноморченко А.Е., действующая в интересах несовершеннолетней Черноморченко В., исходила из того, что место в детском дошкольном учреждении её сыну предоставлено не было, что послужило поводом для обращения в суд.
Рассматривая данное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Черноморченко А.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Черноморченко В., исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; согласно ст. 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые; в соответствии со ст. 67 названного Закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев; правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация; в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест; согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время; в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; с 07 ноября 2013 года действуют утвержденные Департаментом образования города Москва Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (далее - Временные правила); в соответствии с разделом 7 Временных правил, направление детей на зачисление в организации осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учет следующих приоритетов: - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет жителей города Москвы, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 2 лет 8 месяцев до 3 лет жителей города Москвы, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет 8 месяцев жителей города Москвы,- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до 1 года 6 месяцев жителей города Москвы,- удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет, родители которых проходят службу в государственных органах и зарегистрированы по месту пребывания на территории города Москвы (Вооруженные силы, полиция, прокуратура, Следственный комитет и др.); - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 3 до 7 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка, - удовлетворяются потребности в дошкольном образовании детей в возрасте до 1 года 6 месяцев, зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы, при наличии мест в образовательных организациях, закрепленных за местом регистрации ребенка; свободные места в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, расположенных на территории Южного административного округа города Москвы, отсутствуют; Департамент образования города Москвы не отказывал истцу в предоставлении свободного места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку в испрашиваемых истцами дошкольных учреждениях такие места отсутствуют; реализация Черноморченко А.Е. конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением конституционного принципа равенства перед законом, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее Черноморченко А.Е., в том числе имеющих право на внеочередное обеспечение местами в дошкольном образовательном учреждении, на льготных условиях; между тем, предоставление места в дошкольном образовательном учреждении ребенку истца повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, что следует из номера очереди; само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца; тем самым, непредставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее; кроме того, временными правилами не предусмотрены сроки предоставления мест в дошкольном образовательном учреждении; таким образом, в удовлетворении заявленных Черноморченко А.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Черноморченко В., исковых требований должно быть отказано.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Черноморченко А.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Черноморченко В., не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Черноморченко А.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Черноморченко Варвары, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску Черноморченко А.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Черноморченко В., к Департаменту образования города Москвы об обязании решить вопрос устройства несовершеннолетнего в дошкольное образовательное учреждение города Москвы - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.