N 4га/5-6615/2017
Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу представителя АНО "Центр социально-трудовых прав" по доверенности адвоката Крупского М.А., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 18.05.2017 г., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от **** г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ****г. по административному делу по административному иску АНО "Центр социально-трудовых прав" к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и необоснованными выводы акта плановой проверки, признании необоснованным и незаконным распоряжение о включении в реестр организаций, осуществляющих функции иностранного агента,
установил:
АНО "Центр социально-трудовых прав" обратилось в суд с административным иском к Министерству юстиции РФ о признании незаконным распоряжение указанного органа государственной власти о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ссылаясь на то, что Центр неправомерно включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в акте проверки и распоряжении Минюста России от 21.03.2016 года выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными, поскольку деятельность Центра соответствует заявленным в Уставе целям, направленным на социальную защиту и поддержку граждан, материнства и детства, осуществление деятельности в области науки, а также указывает на то, что на Центр могут быть неправомерно возложены дополнительные обязанности, которые создают препятствия для активной общественной работы.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ****г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ****г. решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ****г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
При разрешении настоящего дела суд руководствовался абз. 3, 11 п. 6 ст. 2, п. 10 ст. 13.1, п.п. 3, 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", п. 2, подп. "а" п. 6, п. 9, п. 12, п. 19, п. 21 Порядка ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 30.11.2012 N223, Постановлением Конституционного Суда России от 08.04.2014 г. N10-П.
Судом установлено, что АНО "Центр социально-трудовых прав", осуществляя политическую деятельность, на момент получения денежных средств от иностранных источников не исполнил установленную законом обязанность подать заявление о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
На основании распоряжения от ****г. N**** должностными лицами ГУ Минюста России по г. Москве в период с ****г. по ****г. проведена внеплановая документальная проверка в отношении АНО "Центр социально-трудовых прав" по адресу: ****.
В результате проверки установлено, что Центр проводит проекты, содержащие политическую деятельность. Так, в период с 2013 г. по 2015 г. Центр получал финансирование из нескольких иностранных источников, а именно: ****. При этом 29.07.2015 г. Национальный фонд в поддержку демократии (США), 01.12.2015 г. Институт Открытое общество фонд содействия включены Минюстом России в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Одним из проектов Центра в период с 01.03.2013 г. по 31.09.2015 г., финансируемых Национальным фондом развития демократии (США) в 2013-2015 гг. в размере ****рублей, являлся проект "Ваши права на рабочем месте". В рамках данного проекта Центром создан сайт. Из приложения "А" к договору с Национальным фондом развития демократии (США) следует, что Центру предлагалось использовать поддержку Фонда для модернизации указанного сайта, который способствует распространению знаний о трудовых правах и смежных вопросах, отслеживает изменения в трудовом законодательстве, и сообщает пользователям сайта способ защиты своих трудовых прав. Организация также использует имеющиеся социальные медиа-платформы для оказания помощи и информирования работников, посвящает материалы различным вопросам в области трудовых прав, а также занимается созданием подборки судебных дел, когда работники защитили свои права.
Центр модернизировал и обновлял свой сайт в рамках партнерства с некоммерческим проектом "Теплица социальных технологий, в рамках которого организация принимала участие в программах обучения "Теплица социальных технологий" с целью расширить и активизировать деятельность организаций гражданского общества. В ходе проекта уделялось особое внимание вопросам защиты трудовых прав работников, занятых полный рабочий день, вопросам минимального размера заработной платы, снижения уровня безработицы и прав мигрантов, вопросов применения трудового законодательства, социального обеспечения, применения аутсорсинга на рынке труда в России.
В рамках реализации программы "Продвижение и защиты трудовых прав" АНО "Центр социально-трудовых прав" заключен договор с Благотворительным фондом "Чаритиз Энд Фаундейшн" (Великобритания) с финансированием в период с 01.06.2013 г. по 31.12.2015 г. в размере ****рублей, целью которого являлось развитие возможностей защиты социально-трудовых прав работников России по направлениям:
- юридическое: содействие в использовании юридических механизмов для защиты социально-трудовых прав граждан и профсоюзов;
- информационно-просветительское: повышение осведомленности работников по вопросам трудовых прав и возможностях их защиты;
- исследовательско-аналитическое: мониторинг трудовых протестов в России;
- гендерное: расширение возможностей женских НКО и женщин-активисток по работе с нуждами и требованиями членов их организаций, повышение эффективности этой работы;
- труд и миграция: проведение презентаций результатов исследований в области трудовой миграции и подготовки методических материалов для профсоюзов.
При реализации данного проекта Центр предоставлял работникам и профсоюзам юридическую помощь в применении существующих механизмов защиты социально-трудовых прав, осуществлялось информирование широких кругов населения путем размещения информации на сайте организации.
В период с 27.10.2014 г. по 28.10.2014 г. Центром реализована стратегическая сессия "Защита трудовых прав граждан: трудности и необходимые решения", в рамках которого в период с 27.10.2014 г. по 28.10.2014 г. организацией проведен форум на аналогичную тему. В ходе работы стратегических сессий, на секциях и круглых столах "IV Социального форума России" организацией обсуждались вопросы реализации прав на жилище для малоимущих, многодетных, молодых семей, проблемы и перспективы реализации пенсионных прав граждан, использование инструментов общественного контроля и независимой оценки качества государственных услуг в защите социальных прав граждан, трудности и необходимые решения в защите трудовых прав, механизмы благотворительности в реализации социальных прав граждан, защита прав российских семей, материнства и детства, реализация прав граждан в сфере здравоохранения, защита прав людей с инвалидностью и социальных прав молодежи, соблюдение правовых гарантий для социально уязвимых слоев населения и другое.
По итогам указанной сессии АНО "Центр социально-трудовых прав" сформированы предложения:
- для Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: внести изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на повышение ответственности работодателей за нарушение трудовых прав работников и профессиональных союзов, регулирующие рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах, обеспечивающие гарантии прав работников в случае передачи предприятия и прекращении деятельности работодателя и другие;
- для Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации: увеличить число инспекторов труда в субъектах Российской Федерации, где их численность является недостаточной в соответствии с расчетными нормативами; повышать престиж работы в органах госинспекции труда, привлекая талантливых, работоспособных, ответственных работников; предпринять меры, направленные на повышение уровня правовой подготовки инспекторов труда; усовершенствовать внутренние документы, регламентирующие деятельность госинспекии труда для обеспечения неразглашения сведений при проведении проверок о лицах, направивших жалобы;
- для Верховного Суда Российской Федерации: разработать методические материалы для судей по вопросам рассмотрения дел о защите от дискриминации, по делам, в рамках которых установлены факты дискриминации, взыскивать компенсацию морального вреда в крупных суммах, ориентируясь на подходы в законодательстве зарубежных стран, предусматривающие взыскание компенсаций в фиксированном крупном размере или в значительном размере без установления максимального предела, до принятия законодательных норм, регулирующих распределение обязанностей по доказыванию при рассмотрении судами дел, связанных с дискриминацией, сформулировать разъяснения по этому вопросу в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Также в книге "Международные трудовые стандарты и Российское трудовое законодательство" Центром сформирован ряд предложений, направленных на внесение изменений в законодательство и правоприменительную практику, с целью приведения их в соответствие с международными трудовыми стандартами по ряду направлений.
Результаты проверки подтвердили политическую деятельность административного истца и факт финансирования Центра от иностранных источников. Указанные обстоятельства также нашли подтверждение в постановлении судьи **** районного суда г. Москвы от ****г. по делу об административном правонарушении по ч. **** ст****КоАП РФ в отношении АНО "Центр социально-трудовых прав". Указанное постановление вступило в законную силу ****года.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N****от ****года Центр включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки и иными доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела административным ответчиком.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены, указав, что наличие признаков участия Центра в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, исходит из того, что научная и образовательная деятельность есть совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта направленых на духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей. Осуществляется эта деятельность в рамках единого целенаправленного процесса воспитания и обучения.
Вместе с тем организуемые и проводимые Центром мероприятия были направлены на формирование общественного мнения. Формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы преследовали цель оказать влияние на выработку государственной политики, привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс.
Такие действия, не тождественны научной, образовательной и иной деятельности, являющейся общественно значимым благом, и не относящейся к политической деятельности по смыслу абз. 11 пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", о чем свидетельствует то, что Центр осуществлял политическую деятельность в том значении, в каком она раскрыта в Постановлении Конституционного Суда России от 08.04.2014 г. N10-П.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя АНО "Центр социально-трудовых прав" по доверенности адвоката Крупского М.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ****г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ****г. по административному делу по административному иску АНО "Центр социально-трудовых прав" к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и необоснованными выводы акта плановой проверки, признании необоснованным и незаконным распоряжение о включении в реестр организаций, осуществляющих функции иностранного агента - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.