судья суда первой инстанции: Никитина Е.А. гражданское дело N 33-26698/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В. и судей Пильгановой В.М., Лобовой Л.В., при секретаре Филатовой Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Зубкова С*** М*** на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 января 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Зубкова С*** М*** к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы" (филиал ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" бюро N 84) о признании причинной связи инвалидности "военная травма" установленным фактом и обязании восстановления второй группы инвалидности - отказать,
установила:
Истец Зубков С.М. обратился в Кузьминский районный суд г. Москвы с иском к ответчику Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы" (филиал ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" бюро N 84) о признании причинной связи инвалидности "военная травма" установленным фактом, обязании изменения причины инвалидности на "военная травма", восстановлении второй группы инвалидности.
Требования мотивированы тем, что он в период с 04 февраля 1985 года по 04 ноября 1986 года проходил военную службу в составе войсковой части полевая почта 51931 в Демократической республике Афганистан и принимал участие в боевых действиях, в ходе которых в феврале 1986 года получил осколочное ранение головы и контузию. В 2005 году ему впервые была установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию; в 2010 году была установлена вторая группа инвалидности бессрочно; 13 марта 2012 года военно-врачебная комиссия установила причинную связь увечья с формулировкой "военная травма". Между тем, ответчик отказывается установить причину его инвалидности "военная травма"; решением филиала ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" бюро N 84 от 12 июля 2013 года ему установлена третья группа инвалидности бессрочно с формулировкой причины инвалидности "общее заболевание". 04 марта 2016 года после очередной госпитализации, он обратился к ответчику с просьбой проведения медико-социальной экспертизы и установления причинной связи заболевания "военная травма", но вместо справки об установлении причинной связи инвалидности с военной травмой ответчик выдал ему индивидуальную программу реабилитации инвалида N *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина N *** от 04 марта 2016 года, с которым он не согласен.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Зубков С.М. ставит вопрос об отмене решения и принятии нового решения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Зубкова С.М. и его представителя по заявлению Волкодава В.Ф., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Зубков С.М. , *** года рождения, с 04 февраля 1985 года по 04 ноября 1986 года проходил военную службу в рядах Советской Армии в составе войсковой части полевая почта *** в Демократической республике Афганистан и принимал участие в боевых действиях, в ходе которых 11 февраля 1986 года при исполнении боевого приказа в бою с мятежниками получил миновзрывную травму, сотрясение головного мозга без выраженных клинических проявлений. В период с 04 февраля 1986 года по 25 февраля 1986 года находился на излечении, после чего выбыл в часть с выздоровлением без изменения категории годности, военно-врачебной комиссией не освидетельствован.
Истец, начиная с 2005 года, ежегодно освидетельствовался в органах МСЭ, при этом в 2005 и 2008 годах ему устанавливалась третья группа инвалидности от общего заболевания, в 2006, 2007, 2009 и в 2010 года устанавливалась вторая группа инвалидности также от общего заболевания.
Согласно справке МСЭ-2011 N ***, выданной 06 июля 2011 года, Зубкову М.С. 31 мая 2011 года была установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - военная травма (л.д. 9).
В мае 2012 года Зубкову С.М. установлена третья группа инвалидности от общего заболевания, основным диагнозом для установления данной группы и причины инвалидности, как установлено судом, указаны; последствия инсульта, не уточнен, как кровоизлияние или инфаркт мозга; ЦВБ ДЭП 2 ст. сложного генеза (посттравматическая, гипертоническая)".
Из справки МСЭ-2011 N ***, выданной 12 июля 2013 года филиалом N 84 ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве", усматривается, что истец был освидетельствован 28 июня 2013 года и ему установлена третья группа инвалидности от общего заболевания бессрочно (л.д. 8).
Данное решение комиссии было предметом исследования Кузьминского районного суда г. Москвы при рассмотрении жалобы Зубкова С.М., судом 17 декабря 2013 года было постановлено решение, которым Зубкову С.М. отказано в удовлетворении требований о признании указанного решения незаконным, об обязании изменить формулировку причины инвалидности на "военная травма", а также в восстановлении второй группы инвалидности (л.д.12-15), которое вступило в законную силу.
Из данного решения следует, что при очном судебно-медицинском обследовании 26 января 2012 года у Зубкова С.М. были выявлены рубцы лобной области слева и в области носа, инородное тело верхнего века левого глаза, которые образовались на месте ран, не исключается образование данных рубцов и попадания инородного тела в период с 20 февраля 1986 года при выполнении боевой задачи при минометном обстреле.
В соответствии с п. 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Согласно п. 3 Разъяснений "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17, причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.
Пунктом 7 Разъяснений предусмотрено, что причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Между тем, доказательств прямых последствий полученной 11 февраля 1986 года миновзрывной травмы, равно как и наличие осложнений от указанной травмы. Материалы дела не содержат; указанное в заключении военно-врачебной комиссии от 13 марта 2013 года N *** (л.д. 7) увечье, как военная травма, не свидетельствует о прямой зависимости с имеющимися у истца заболеваниями, в связи с которыми он признан инвалидом.
Разрешая спор, суд руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2006 года N 95, Классификацией и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской федерации от 23 декабря 2009 года N 101Зн, вышеуказанными разъяснениями, оценив представленные доказательства и установив вышеуказанные обстоятельства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между миновзрывной травмой, полученной в 1986 году в период службы в рядах Советской Армии, и имеющимися у него на момент проведения медико-социальной экспертизы заболеваниями, не имеется.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, поскольку они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зубкова Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.