судья: Рубцова Н.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б., Коневой С.И.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Отказать Фонду содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона" в удовлетворении заявленных требований к Минюсту России, Главному управлению Минюста России по Ростовской области об отмене результатов проверки, признании решения незаконным, исключении Фонда из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента",
установила:
Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона" обратился в суд с административным иском к Минюсту России, Главному управлению Минюста России по Ростовской области об отмене результатов проверки, признании решения незаконным, исключении Фонда из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя свои требования тем, что выводы уполномоченных органов о получении иностранного финансирования и ведении политической деятельности не соответствуют действительности.
Представители административного истца в судебное заседание явились, исковые требования поддержали. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона".
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца - Торееву С.А., представителя Министерства юстиции Российской Федерации - Алексеевскую Е.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 декабря 2016 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2015 года N*** Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона" включен в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
01 апреля 2016 года Фондом в адрес Министерства Юстиции России направлено заявление об исключении из указанного реестра, в связи с отсутствием факта получения Фондом денежных средств и иного имущества от иностранных источников, а также ведения политической деятельности в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления.
Минюстом России организована внеплановая проверка в отношении административного ответчика, проведение которой поручено Управлению Минюста России по Ростовской области.
В период с 20 мая 2016 года по 17 июня 2016 года Управлением Минюста России по Ростовской области проведена соответствующая проверка, по результатам которой составлен акт N***
Согласно материалам проверки, в проверяемый период времени с 01 декабря 2015 года по 01 апреля 2016 года Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона" продолжал получать иностранное финансирование и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Так, на сайте change.org размещена адресованная российским властям информация о необходимости немедленного прекращения попыток уголовного преследования в отношении руководителя Фонда - Череватенко В.И. и самого Фонда, призыв к представителям международных структур по правам человека выразить должную политическую оценку действиям российских властей.
Череватенко В.И. является руководителем двух некоммерческих организаций: региональной общественной правозащитной организации "Союз "Женщины Дона" и Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона", наименования которых схожи до степени смешения.
Деятельность обеих организаций однотипна с очевидным правопреемством Фонда от Общественной организации по реализации одних и тех же проектов, после включения Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
РОПО "Союз "Женщины Дона" 28.02.2013, т.е. до создания Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона", заключен договор с Фондом им. *** (Германия) о финансовой поддержке проекта "***".
Аналогичный договор 28.01.2014 заключен самим Фондом содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона".
Череватенко В.И. в проверяемый период времени организовала активную деятельность по сбору денежных средств, для уплаты административного штрафа, распространяя в средствах массовой информации сведения, относительно незаконности действий Минюста России, необоснованности судебных постановлений, вынужденном отказе от иностранного финансирования в связи с проводимой политикой в отношении Фонда.
Таким образом, деятельность Фонда по-прежнему направлена на организацию и проведение политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой государственной политики и формирования общественного мнения в указанных целях.
Кроме того, 26 января 2016 года Фондом получены денежные средства в размере 10 000 руб. от автономной некоммерческой организации "***", финансируемой Фондом *** (Германия), *** (США).
Соответственно, участвуя в политической деятельности на территории Российской Федерации, Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона" получил от иностранных источников соответствующее финансирование.
Основанием для отказа Минюста России в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона" послужили полученные в ходе вышеуказанной проверки результаты.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив" и др." отмечено, что признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в установленную названным Федеральным законом систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, даже если они действуют по поручению и (или) в интересах соответствующих иностранных источников, а потому любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент", опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований.
В условиях, когда Российская Федерация, как это прямо следует из преамбулы Конституции Российской Федерации, не мыслит себя вне мирового сообщества, получение российскими некоммерческими организациями, принимающими участие в политической деятельности, иностранного финансирования - по смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2010 года N 14-П, - само по себе не может ставить под сомнение лояльность таких организаций по отношению к своему государству. Иное не только было бы несовместимо с конституционной необходимостью обеспечения взаимного доверия и уважения граждан (их объединений) и государства, но и противоречило бы статье 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, возлагающей на государство обязанность охранять достоинство личности и не допускать его умаления. Соответственно, законодательная конструкция некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки такой организации со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к осуществляемой ею политической деятельности и тем самым не может восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать такую некоммерческую организацию и (или) цели ее деятельности.
Возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.
Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).
Подтверждением наличия намерений участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации могут быть учредительные, программные и иные официальные документы некоммерческой организации, публичные выступления ее руководителей (должностных лиц), содержащие призывы к принятию, изменению или отмене тех или иных государственных решений, уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, направленные данной некоммерческой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, подготовка и выдвижение законодательных инициатив, а также другие проявления социальной активности, объективно свидетельствующие о ее желании заниматься организацией и проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" уполномоченный орган принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра:
1) в случае прекращения деятельности некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;
2) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этой некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;
3) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, в отношении некоммерческой организации, ранее исключавшейся из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, установлено, что эта некоммерческая организация в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении ее из указанного реестра, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;
4) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация не позднее чем через три месяца со дня включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратила денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался тем, что действия Минюста России и его территориальных подразделений основаны на законе. Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона" получал финансовую поддержку от иностранных источников и причастен к осуществлению политической деятельности, соответственно оснований для исключения из реестра не имеется.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 7.3 статьи 32 Закона "О некоммерческих организациях" решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 7.1 настоящей статьи, или об отказе в исключении некоммерческой организации из указанного реестра принимается уполномоченным органом не позднее чем через три месяца со дня получения от некоммерческой организации заявления о ее исключении из указанного реестра.
Решение об отказе в исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация представила недостоверные сведения о прекращении ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано некоммерческой организацией в суд.
По результатам рассмотрения материалов Минюстом России принято решение об отказе в исключении Фонда из реестра, о чем направлено уведомление с указанием принятого решения (уведомление от 30.06.2016 N 11-73453/16).
Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие обоснованность выводов проверки и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека "Женщины Дона" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.