Судья Якубаев Р.Г. Дело N 10-10856/2017
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Скуридиной И.А.,
при секретаре Голушко Н.И.,
с участием помощника Кузьминского межрайонного прокурора города Москвы Злобина А.П.,
адвоката Ландикова С.Л., предоставившего удостоверение и ордер,
подсудимого Бардина М.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционное представление первого заместителя Кузьминского межрайонного прокурора г. Москвы Акатова О.А. и апелляционную жалобу адвоката Ландикова С.Л. на постановление Кузьминского районного суда города Москвы от 22 мая 2017 года, которым возвращено Кузьминскому межрайонному прокурору города Москвы уголовное дело в отношении:
Бардина М.А., *** года рождения, уроженца с***, гражданина 8**, 8** образование, ***, зарегистрированного по адресу: ***, не судимого,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 109 УК РФ,
изучив материалы уголовного дела, выслушав мнения помощника прокурора Злобина А.П., подсудимого Бардина М.А. и адвоката Ландикова С.Л., поддержавших доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы,
установил:
Органами предварительного следствия Бардин М.А. обвиняется в умышленном причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, и в причинение смерти по неосторожности.
Постановлением Кузьминского районного суда г. Москвы от 22 мая 2017 года уголовное дело в отношении Бардина М.А. возвращено прокурору города Москвы на основании п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, поскольку ***.
В апелляционном представлении первый заместитель Кузьминского межрайонного прокурора г. Москвы Акатов О.А., выражая свое несогласие с судебным решением, указывает, что суд, игнорируя нормы уголовно - процессуального законодательства, получив в ходе допроса эксперта сведения, противоречащие заключению ***. Считает, что суд в обоснование своих выводов о необходимости возвращения уголовного дела прокурору положил показания эксперта, которые не могли являться доказательством, поскольку показания эксперта - ***. Утверждает, что обстоятельства дела свидетельствуют о том, что умысла на причинение тяжкого вреда здоровью, ***, у Бардина М.А. не было и действия его органом предварительного следствия квалифицированы верно. Обращает внимание, что суд не учел, что потерпевший находился в тяжелой степени алкогольного опьянения. Подчеркивает, что характер действий Бардина М.А. дает основание сделать вывод о том, что ***. Отмечает, что обстоятельства при которых Бардиным М.А. было совершено преступление свидетельствуют о том, что получение потерпевшим тяжкого вреда здоровью и наступление его смерти явились результатом ***, а последствием падения. Прокурор просит постановление суда отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение.
В апелляционной жалобе адвокат Ландиков С.Л. выражает несогласие с постановлением суда и считает его подлежащим отмене. Указывает, что падение потерпевшего произошло при отсутствии сильных ударов со стороны Бардина М.А. с разрывом во времени после предыдущих действий и при ином характере действий Бардина М.А., то есть не направленных на причинение ***, в том числе вследствие уклонения самого потерпевшего в ***. Полагает, что вывод суда о наличии у Бардина М.А. умысла на продолжение причинения тяжкого вреда здоровью не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, то есть является ошибочным. Утверждает, что орган следствия правильно квалифицировал действия Бардина М.А. и изменению в сторону ухудшения данная квалификация не подлежит. Просит постановление отменить и вернуть уголовное дело в суд первой инстанции.
Проверив материалы, выслушав выступления сторон, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, суд находит постановление суда законным и обоснованным.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК РФ фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, обвинительном акте, обвинительном постановлении, постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий обвиняемого, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния либо в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства установлены фактические обстоятельства, указывающие на наличие оснований для квалификации действий указанных лиц как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния
Возвращая уголовное дело в отношении Бардина М.А. прокурору для устранения нарушений, препятствующих рассмотрению уголовного дела по существу, суд указал, что фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, не в полной мере соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе судебного следствия, в том числе после допроса эксперта П., поскольку таковые указывают на наличие оснований для квалификации действий Бардина М.А. как более тяжкого преступления, что не позволяет суду принять законное и обоснованное решение на основании обвинительного заключения.
В этой связи следует согласиться с выводами суда о наличии нарушения требований уголовно-процессуального закона, которое не может быть устранено судом, что исключает возможность вынесения судебного решения.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, который должен быть законным, обоснованным и основанном на правильном применении уголовного закона. Между тем, неправильная квалификация судом фактически совершенного деяния и неверное установление основания уголовной ответственности влекут вынесение неправосудного решения. Учитывая, что согласно требований уголовно-процессуального закона, в судебном разбирательстве не допускается изменение квалификации деяния в сторону ухудшения положения подсудимого судом принято обоснованное решение.
Таким образом, суд, выявив несоответствие квалификации действий обвиняемого фактическим обстоятельствам дела, изложенным в обвинительном заключении, обоснованно посчитал данное обстоятельство препятствием для рассмотрения дела по существу и правомерно, с учетом требований ст. 252 УПК РФ, возвратил данное уголовное дело прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ.
Судебное решение соответствует нормам действующего законодательства, отвечает требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ.
При таких обстоятельствах и наличии оснований для возвращения уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, изложенные в постановлении суда доводы в обоснование возвращения дела, свидетельствуют о правильном применении уголовно-процессуального закона.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы для отмены постановления суда, признавая его законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, при принятии судом решения, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд
постановил:
Постановление Кузьминского районного суда города Москвы от 22 мая 2017 года о возвращении уголовного дела в отношении Бардина М.А. Кузьминскому межрайонному прокурору города Москвы оставить без изменения, а апелляционное представление и апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья И.А. Скуридина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.