N 4а-2282/2017
Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Еникеева Р.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 16 района Северное Бутово города Москвы от 25 мая 2016 года и решение судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 07 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 16 района Северное Бутово города Москвы от 25 мая 2016 года Еникеев Р.Р. как должностное лицо Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Сервис" (далее - Общество, ООО "Ломбард Сервис") признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Зюзинского районного суда Москвы от 22 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Еникеева Р. Р. - без удовлетворения.
Постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 07 ноября 2016 года решение судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 22 июня 2016 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Зюзинский районный суд города Москвы.
Решением судьи Зюзинского районного суда Москвы от 07 февраля 2017 года постановление мирового судьи судебного участка N 16 района Северное Бутово города Москвы от 25 мая 2016 года оставлено без изменения, жалоба Еникеева Р.Р. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Еникеев Р.Р., выражая несогласие с состоявшимися судебными актами, просит их отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, поскольку Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, не подлежит применению в отношении ломбардов.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, ООО "Ломбард Сервис", расположенное по адресу: г. Москва, *, дом N2, корпус 1, является Обществом, осуществляющим деятельность по предоставлению краткосрочных займов гражданам и хранению вещей, в связи с чем в силу ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ) относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В числе прочих к таким мерам относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
В отношении Общества 06 мая 2016 года прокуратурой Юго-Западного административного органа г. Москвы была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, итоги которой отражены в акте проверки от 06 мая 2016 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для вынесения 10.05.2016 исполняющим обязанности прокурора Юго-Западного административного округа г. Москвы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку в нарушение п.п. 2, 3, 6, 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, в ООО "Ломбард Сервис" не проводится обучение в форме дополнительного инструктажа при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию.
Указанное нарушение генеральным директором Общества организации и осуществления внутреннего контроля, по мнению прокурора и согласившихся с ним судебных инстанций, явилось основанием для квалификации действия (бездействия) Еникеева Р.Р. как должностного лица ООО "Ломбард Сервис" по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Между тем Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, не распространяется на кредитные организации, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, на что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении указывалось законным представителем Общества.
Изложенным доводам Еникеева Р.Р. судебными инстанциями надлежащая оценка не дана, нормы материального права применены неверно. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В то же время оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется, поскольку в силу ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на ООО "Ломбард Сервис" возложена обязанность по подготовке и обучению кадров.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются документом, регламентирующим организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию (п.3 Постановления).
Правила внутреннего контроля включают в себя такую программу осуществления внутреннего контроля, как программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подп."ж" п. 4 Требований).
Указанием Банка России от 05.12.2014 N 3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях" (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2015 N35865, далее - Указание), которым установлены требования к подготовке и обучению кадров для некредитных финансовых организаций и к которым для целей настоящих Указаний относятся ломбарды, предусмотрено проведение целевого (внепланового) инструктажа сотрудников. Согласно п. 3.4 Указания целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников проводится ответственным сотрудником при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности некредитных финансовых организаций, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов.
Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников проводится в соответствии с программой подготовки и обучения, разработанной некредитной финансовой организацией в соответствии с Указанием (п. 3.6. Указания). Порядок ведения учета проведения обучения устанавливается руководителем организации, документы (либо их копии), свидетельствующие о прохождении сотрудниками организации целевого (внепланового) инструктажа, разработанные организацией, хранятся в личном деле сотрудника в течение всего времени его работы в некредитной финансовой организации (п. 4.5, п. 4.6 Указания).
Как следует из п. 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, нарушение которого вменено в вину Еникеева Р.Р., дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом в случае изменения действующих и вступления в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Изложенное указывает на то, что целью проведения целевого (внепланового) инструктажа сотрудников, предусмотренного п.3.4 Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У и п.8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, является обучение сотрудников в случае изменения действующих и вступления в силу новых нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
ООО "Ломбард Сервис", как некредитная финансовая организация, обязано было проводить целевые (внеплановые) инструктажи сотрудников, сведения и документы о проведении которых не были представлены прокурору, что подтверждается подписью представителя Общества Будукиной Т.Н. о том, что документы будут представлены в суд, а также не были представлены в судебные инстанции в ходе рассмотрения дела (л.д.1-4). Доказательств обратного при подаче жалобы и дополнений к ней заявителем не представлено.
Таким образом, не исполнив предусмотренную законодательством обязанность по проведению обучения сотрудников об изменениях действующих и вступления в силу новых нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма генеральный директор ООО "Ломбард Сервис" Еникеев Р.Р. допустил нарушение ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ООО "Ломбард Сервис" Еникеева Р.Р. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 мая 2016 года; актом проверки от 06 мая 2016 года с приложением фототаблицы; уведомлением о включении в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО "Ломбард Сервис"; уставом ООО "Ломбард Сервис"; свидетельскими показаниями помощника прокурора ЮЗАО г. Москвы Ануфриева А.А., полученными мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении; иными материалами дела.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности генерального директора ООО "Ломбард Сервис" Еникеева Р.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Как следует из постановления мирового судьи и судьи районного суда, судебными инстанциями был установлен факт нарушения Еникеевым Р.Р. как должностного лица ООО "Ломбард Сервис" требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", однако прокурором и судебными инстанциями неверно указан акт, подлежащий применению, а именно указано Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N203 вместо Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях".
В соответствии с п.2 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат изменению путем указания на нарушение генеральным директором ООО "Ломбард Сервис" Еникеевым Р.Р. п. 3.4, п. 3.6 Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях", выразившееся в отсутствии проведения целевого (внепланового) инструктажа сотрудников.
Кроме того судьи нижестоящих инстанций при описании обстоятельств проведенной прокуратурой ЮЗАО г. Москвы проверки, указали в судебных актах на выявление нарушений Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 06 мая 2015 года, что следует считать явной технической ошибкой, которая не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов. Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении и акту проверки, вышеуказанное правонарушение было выявлено 06 мая 2016 года. Изложенное указывает на необходимость изменения в обжалуемых судебных актах даты выявления нарушения, а именно: вместо даты 06 мая 2015 года указать дату 06 мая 2016 года.
Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Административное наказание, назначено Еникееву Р.Р. в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Еникеева Р.Р. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 16 района Северное Бутово города Москвы от 25 мая 2016 года и решение судьи Зюзинского районного суда Москвы от 07 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Еникеева Р.Р. изменить:
- указать вместо нарушения, вмененного Еникееву Р.Р. как должностному лицу ООО "Ломбард Сервис" п.п .2, 3, 6, 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 - на нарушение Еникеевым Р.Р. п. 3.4, п. 3.6 Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях", выразившееся в отсутствии проведения целевого (внепланового) инструктажа сотрудников;
- указать дату выявления административного правонарушения 06 мая 2016 года.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.