Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-441/2017 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "АГРОРЕМСЕРВИС" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
установил:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, 02.12.2014.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Под пунктом 5195 Приложения 1 включено здание с кадастровым номером 77:09:0006002:1220, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 300 А, стр. 21.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
Указанное постановление опубликовано на официальный сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30.12.2016 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30.12.2016 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30.12.2016 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Под пунктом 21602 Приложения 1 также включено указанное выше здание.
Открытое акционерное общество "АГРОРЕМСЕРВИС" обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений (т. 2 л.д. 30-31) просит признать недействующим с 1 января 2016 года пункт 5195 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 21602 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является собственником строения с кадастровым номером 77:09:0006002:1220 общей площадью 2 407,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 300 А, стр. 21.
На основании акта обследования N 9091265 от 13.05.2015 указанное строение внесено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Вместе с тем, отнесение к офисным вспомогательных производственных помещений, в том числе раздевалок, комнат пересменки, диспетчерской, кухни, а также складских и пустующих помещений противоречит понятию "офис". Указанные объекты составляют инфраструктуру промышленного предприятия и входят в состав единого производственного комплекса.
19 декабря 2016 года Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведено обследование и составлен акт N 9090719/ОФИ, которым установлено, что указанный объект недвижимости не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, так как для целей налогообложения в соответствие со ст. 378.2 НК РФ для размещения офисов используется 12,97 процентов общей площади здания. В этой связи, истец считает, что указанное строение включено в перечени объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, неправомерно.
Представители административного истца Коган Г.З., Волкова И.Б. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме с учетом дополнительных письменных пояснений указали на неправомерность отнесения раздевалок для рабочих ООО "Вилена", помещений, сдаваемых ООО "Стем+" под типографию, пустующих помещений и помещений, занятых администрацией ОАО "Агроремсервис", к объектам офисной инфраструктуры.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Федотов П.С. возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв и дополнения, указал, что здание по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 300 А, стр. 21, включено в оспариваемые перечни, исходя из фактического использования, поскольку более 20 процентов его общей площади заняты офисами и сопутствующей офисной инфраструктурой. Результаты мероприятий по определению вида фактического использования здания, проведенные 19 декабря 2016 года и изложенные в акте Госинспекции, по мнению представителя административного ответчика, могут быть учтены только при формировании перечня на 2018 год, поскольку информация об объектах нежилого фонда, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, должна быть представлена не позднее 1 ноября календарного года, в котором формируется перечень. Правомерность включения здания в Перечень на 2016 год и 2017 год подтверждается заявлением истца о проведении мероприятия по определению ВФИ только в декабре 2016 года, а именно в связи с изменением фактического использования здания.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом. Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Следовательно, Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта. Полномочия Правительства Москвы в принятии оспариваемого постановления сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" указанные выше постановления подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, согласно абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378 НК РФ признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378" следует читать "абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378.2"
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на 1 января 2016 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества на 1 января 2017 года на территории г. Москвы определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Пунктом 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Определение понятия "офис", используемого для целей осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка. При буквальном толковании названной нормы в редакции, действовавшей на дату проведения сотрудниками Госинспекции обследования в 2015 году принадлежащего Обществу здания, следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в названном пункте Порядка. Так, офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.
Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2016 N 253-ПП в указанное понятие внесены изменения в соответствии с которыми, офисом является здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Таким образом, толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Судом установлено, что под пунктом 5195 Перечня 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции, действующей в налоговом периоде с 1 января 2016 года, включено здание с кадастровым номером 77:09:0006002:1220, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 300 А, стр. 21, как объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.
Указанное здание также включено под пунктом 21602 Перечня 1, действующего в налоговом периоде с 1 января 2017 года.
Здание 2-х этажное 1980 года постройки площадью 2 407,6 кв.м принадлежит административному истцу ОАО "Агроремсервис" на праве собственности. Согласно экспликации и техническому паспорту производственные помещения занимают 1 895,7 кв.м; учрежденческие - 511,9 кв.м (т. 1 л.д. 47).
Как пояснил представитель истца в судебном заседании и подтверждается Уставом общества, основным видом деятельности ОАО "Агроремсервис" (том 1 л.д. 89) является ремонт и техническое обслуживание большегрузной сельхозтехники.
В соответствии с "Градостроительным планом развития территории Северного административного округа до 2020 г.", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 02.10.2001 N 892-ПП, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006002:1220, на котором находится здание, расположен в промзоне "Подрезково", вид разрешенного использования земельного участка 1.2.9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, и заготовок и т.д.
Здание включено в Перечни в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из критерия фактического использования и на основании акта обследования N 9091265 от 13 мая 2015 года (л.д. 55-56), проведенного инспекторами Алилуевым Н.В., Гончуковым Е.П., в соответствии с которым нежилые помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 300А, стр. 21, фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из содержания акта обследования N 9091265 от 13 мая 2015 года, 23,32 % от общей площади используется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, 76,68 % используется для прочих видов разрешенного использования (л.д. 72). При этом к офисным помещениям и сопутствующей офисной инфраструктуре было отнесено 561,4 кв. м., к промышленности и производству 1 846,2 кв.м (т. 1 л.д. 58)
Допрошенный в судебном заседании инспектор Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Гончуков Е.П. суду пояснил, что здание осматривал только снаружи, вывод об отнесении здания к офисным сделан им исключительно на основании визуального осмотра фасада здания, на котором были расположены окна и кондиционеры.
Инспектор Алилуев Н.В. суду пояснил, что доступ в здание по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 300А, стр. 21, был обеспечен директором ОАО "Агроремсервис". В ходе проведения осмотра закрытые помещения на втором этаже обследованы не были, но у инспектора не возникло сомнений, что они должны быть отнесены к офисным, к которым также были отнесены раздевалки для рабочих ООО "Вилена".
Суд, оценив акт обследования N 9091265 от 13 мая 2015 года, не может признать его соответствующим действительности, поскольку он составлен с нарушением норм действующего законодательства, положений Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. Обследование здания проведено не в полном объеме, что подтвердил в судебном заседании инспектор Алилуев Н.В., указывая на то, что не все помещения были обследованы и выводы об отнесении их к офисным сделаны на основании его предположений без установления фактического использования. Так, помещения 14 и 15 общей площадью 43,7 кв.м, расположенные на втором этаже, не обследованы, и отнесены инспектором к офисным по причине нахождения возле их дверей вывесок с указанием организаций, которые там располагаются, а также с учетом экспликации и поэтажного плана. Вместе с тем на указанные помещения административным истцом 29 мая 2015 года заключен договор аренды с ООО "Стем+", для размещения в них типографии. Указанные обстоятельства не опровергнуты административным ответчиком и объективно подтверждаются актом обследования от 19.12.2016.
Само по себе наименование помещений "учрежденческие" в экспликации и поэтажноим плане, на что указывалось при допросе инспектором Алилуевым Н.В. как основание отнесения помещений к офисным, не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком определения вида фактического использования зданий при отсутствии доказательств невозможности использования его непосредственно для производства товаров либо для обслуживания самого производства.
Также не представлено доказательств, что в помещении IV на 2 этаже (с 9 по 11) общей площадью 48,9 кв.м., в которых на момент обследования в 2015 году располагались раздевалки для рабочих ООО "Вилена", ведется какая либо самостоятельная деловая, административная либо коммерческая деятельность, не связанная с производством ООО "Вилена".
Кроме того, в нарушение требований пункта 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий, в акте обследования здания не указано выявленных признаков размещения в нем офисов, расчет определения долей фактического использования помещений в акте отсутствует. Имеющиеся фотографии, приложенные к акту обследования, не свидетельствуют об использовании более 20 процентов площади указанного здания под размещение офисов.
При указанных обстоятельствах, с учетом неправомерности отнесения к офисным, помещений, занимаемых раздевалками для рабочих ОО "Вилена" и сдаваемых в аренду ООО "Стем+" под типографию, суд приходит к выводу о неправомерности отнесения всей площади второго этажа рассматриваемого здания к офисным помещениям и как следствие недоказанности того, что акт обследования от 13 мая 2015 года подтверждает использование спорного здания более чем на 20 % для размещения офисов.
К данному выводу суд пришел, исходя также из нижеизложенных доказательств.
Так по заявлению административного истца Государственной инспекцией по недвижимости по состоянию на 19.12.2016 было проведено обследование указанного здания и составлен акт о фактическим его использовании N 9090719/ОФИ (т. 1 л.д. 20-43), из которого следует, что здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Актом N 9090719/ОФИ установлено, что для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ в здании по указанному адресу расположено 12,97 % помещений, которые используются под офисы, для иных целей 87,03 %, из которых 1,32 % используются под склады, не связанные с торговлей и 85,72% под производство.
К офисным, согласно акта N 9090719/ОФИ, были отнесены на 1 этаже - помещения 8,9,10 общей площадью 46,1 кв., в помещении IV на 2 этаже с 1 по 5 помещения, в помещении III на 2 этаже - с 1 по 7 помещения общей площадью соответственно 96,3 кв.м и 64,7 кв.м (т. 1 л.д. 27,28).
Таким образом, доказательства, позволяющие отнести указанное здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база в рассматриваемых налоговых периодах (2016 год и 2017 год) определяется исходя из кадастровой стоимости, по критериям, установленным статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Ссылки на сведения из интернета и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствующие, по мнению представителя Правительства Москвы об использовании здания в офисных целях сторонними организациями, сами по себе не доказывают то обстоятельство, что размер используемых под офисы помещений, превышает 20% от общей площади вышеуказанного здания.
Поскольку сведения, изложенные в акте от 19.12.2016, были актуальны на начало налогового периода 2016 года, не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя Правительства Москвы о том, что акт обследования от 19 декабря 2016 года, может быть использован только при формировании перечня объектов недвижимости на 2018 год.
Обращение ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" с заявлением о проведении мероприятия по определению вида фактического использования здания в декабре 2016 года не подтверждает факт использования более 20 процентов общей площади здания под офисы, в связи с чем, доводы представителя Правительства Москвы в указанной части являются необоснованными и не могут быть приняты судом во внимание.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения затрагивают права открытого акционерного общества "АГРОРЕМСЕРВИС", регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2016 год и 2017 год.
Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", которым Перечень изложен в новой редакции, включивший оспариваемые пункты, вступило в силу с 1 января 2016 года, постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 5195 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП подлежит признанию недействующим с 1 января 2016 года, пункт 21602 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП с 1 января 2017 года.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "АГРОРЕМСЕРВИС" к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2016 года пункт 5195 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункт 21602 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья |
Т.Д. Михалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.