Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2017 года г. Москва
Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Барановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-953/2017 по административному исковому заявлению Михайловой О.В.к Московской городской Думе, Мэру г. Москвы о признании противоречащими Жилищному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ и признании недействующими статьи 1 и статьи 3 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве",
установил:
Закон города Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" принят Московской городской Думой, подписан и обнародован Мэром Москвы и официально опубликован на сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru 18 мая 2017 г., на сайте Мэра Москвы http://www.mos.ru 18 мая 2017 г., в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 28, том 2, 23 мая 2017 г. (далее Закон города Москвы N 14).
Оспариваемые статьи 1 и 3 Закона города Москвы N 14 в части выявления и учета мнения жителей при формировании проекта программы реновации вступили в силу со дня его официального опубликования - 18 мая 2017 г. в соответствии со статьей 18.1, частью 3 статьи 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 г. N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона города Москвы N 14 оспариваемые статьи 1 и 3 вместе с иными положениями закона вступили в силу полностью 01.07.2017 г. со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве".
Михайлова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими Жилищному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ и признании недействующими статьи 1 и статьи 3 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований Михайлова О.В. указала на то, что она является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Оспариваемые статьи противоречат положениям ст. 209 и ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), ст. 1 и ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), поскольку в нарушение данных норм лишают административного истца как собственника недвижимого имущества возможности распоряжаться им. Кроме того, административный истец полагает, что оспариваемые статьи противоречат положениям статей 36, 44, 46 ЖК РФ. Так, в статье 44 ЖК РФ закреплен закрытый перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, среди которых нет голосования по вопросам включения многоквартирного дома в программу реновации. Положения ст. 3 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 противоречат ст. 36 ЖК РФ, по смыслу которой помещения, находящиеся в частной собственности, не входят в общее имущество многоквартирного дома, а соответственно другие собственники не вправе распоряжаться имуществом, находящимся в частной собственности. В ЖК РФ не раскрывается понятие программы реновации, сама программа не упоминается. Установление количества голосов, необходимых для принятия того или иного решения строго регламентировано ЖК РФ, и не содержит исключений. По мнению истца, помимо того, что само голосование по проекту реновации в принципе противоречит действующему ЖК РФ, необходимое количество голосов для включения или не включения дома в программу реновации противоречит ст. 46 ЖК РФ. В дополнительных пояснениях к административному исковому заявлению истец ссылается на то, что ст. 1 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 противоречит ст. 36 ЖК РФ и ст. 209 ГК РФ вследствие определения именно Правительством Москвы перечня домов, в отношении которых осуществляется реновация (программа реновации).
Административный истец Михайлова О.В. и её представитель - адвокат Образцова А.С. в судебное заседание явились, настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Московской городской Думы по доверенности Григорьева В.Г., Федяева О.И., Мэра Москвы по доверенности Корчемагина Е.Н., заинтересованного лица Правительства Москвы по доверенности Корчемагина Е.Н., Сараев Д.В. в суд явились, требования административного истца не признали, пояснили, что оспариваемый Закон города Москвы не противоречит федеральному законодательству, издан в пределах полномочий предоставленных Московской городской Думе и не нарушает права административного истца.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителей административных ответчиков, представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего требования Михайловой О.В. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Оспариваемая статья 1 Закона города Москвы N 14 устанавливает основные понятия, используемые в данном Законе.
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) реновация жилищного фонда в городе Москве (далее - реновация) - совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;
2) программа реновации - нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы.
Оспариваемая статья 3 Закона города Москвы N 14 закрепляет гарантии учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации.
1. В проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы.
2. На любой стадии формирования программы реновации и её реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из представленных документов следует, что административный истец является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Указанный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, размещенный на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца и предоставляет ему право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разрешая вопрос о соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе полномочий Московской городской Думы на принятие данного нормативного правового акта, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ, положениям ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) закрепляет положение о том, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы (часть 1 статьи 12 Закона города Москвы "Устав города Москвы").
Согласно части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 г. N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" законы города Москвы - это нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой или жителями города Москвы на референдуме города Москвы и подписываемые Мэром Москвы.
Согласно статьям 4, 5 Федерального закона N 184-ФЗ и статьям 33, 35, 36 Устава города Москвы - Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (города Москвы) и принимает законы города Москвы по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются в том числе федеральными законами (пункт 2 статьи 26.1 Федерального закона N 184-ФЗ).
В статьях 4, 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности (отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений).
В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 14 ЖК РФ, частью 2 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве полномочия органов местного самоуправления в области жилищных и градостроительных отношений осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва, которые также осуществляют полномочия органов местного самоуправления, на решение вопросов по регулированию жилищных отношений, а также градостроительной деятельности.
В силу ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве вправе:
- определять содержание программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее также - программа реновации);
- устанавливать порядок формирования проекта программы реновации, определяющей перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация;
- утверждать программу реновации жилищного фонда в городе Москве;
- определять в пределах своих полномочий источники финансирования программы реновации, реализация которой осуществляется в том числе с привлечением средств бюджета города Москвы;
- принимать на основании утвержденной программы реновации решения о реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - решения о реновации), содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу в соответствии с настоящим Законом, с указанием их адресов, информацию об этапах реализации решений о реновации (при наличии), а также сведения о мероприятиях по реализации таких решений о реновации и примерных сроках их выполнения;
- устанавливают в соответствии с настоящим Законом формы и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации программы реновации.
Таким образом, Закон г. Москвы N 14 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", принят субъектом Российской Федерации по предмету совместного ведения в рамках представленных полномочий.
Согласно пунктам 9, 10, 12, 13 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе: регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции города Москвы; благоустройство территории; развитие городской инфраструктуры и обеспечение единства городского хозяйства.
Закон г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" в положениях ст. 6 предусматривает, что к числу отношений регулируемых жилищным законодательством города Москвы относится, в том числе вопросы возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством.
Мэр Москвы согласно ст. 18 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 5, 41 Устава города Москвы является высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что, оспариваемый нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Московской городской Думы, с соблюдением требований законодательства к форме такого нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Статьи 1 и 3 Закона города Москвы N 14 не содержат правовых норм, которые регулируют, устанавливают основания и порядок прекращения права собственности граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, в том числе: права собственности на квартиру (долю в праве), долю в общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома; основания возникновения и прекращения права пользования жилым помещением по договору социального найма; основания и порядок выселения граждан из жилых помещений; основания и порядок сноса многоквартирных домов; изъятие имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт в части вступивших в силу положений статьи 1 и 3 направлен на выявление и учет мнения жителей при формировании и реализации программы реновации, голосование является способом выявления и учета мнения населения по вопросам включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Для лиц, как участвовавших в процедуре голосования, так и не воспользовавшихся своим правом на такое участие, такой опрос (голосование) не является сделкой и поэтому доводы истца о несоответствии установленного порядка выявления и учета мнения населения нормам федерального законодательства, регулирующим вопросы охраны и защиты права частной собственности, в частности статьям 209, 212 ГК РФ, опровергаются.
Анализ оспариваемых положений статей 1 и 3 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 и положений федерального законодательства указывает на то, что само по себе голосование по включению в проект программы реновации не влечет прекращения права собственности, а также иных вещных или обязательственных прав. Лицо, являющееся собственником или нанимателем помещения, в результате голосования по проекту программы реновации не лишается полномочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.
Федеральным законодательством, законодательством города Москвы не установлены ограничения по формам и способам осуществления голосования.
Оспариваемой административным истцом статьей 3 Закона города Москвы N 14 установлено, что формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы. Данная норма является бланкетной, не устанавливает форму и порядок такого выявления и учета мнения жителей.
Кроме того, в данной части статья 3 Закона города Москвы N 14 соответствует положениям ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, нарушает и умаляет основные права и свободы граждан на жилище, право собственности граждан на жилое помещение, квартиру, на долю в общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома.
Оспариваемым положением ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы N 14 для целей данного Закона определено понятие реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - реновация), а именно, реновация это совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области благоустройства относится к вопросам местного значения городского поселения.
Статьей 13 Устава города Москвы к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции и благоустройство территории.
Таким образом, установленное понятие реновации в региональном законодательстве г. Москвы, как совокупности мероприятий осуществляемых в рамках вопросов, касающихся формирования аварийного жилищного фонда, развития жилых территорий и комплексного благоустройства среды проживания граждан соответствует требованиям федерального и регионального законодательства как по компетенции органов государственной власти субъекта РФ, так и по содержанию самого понятия.
Так, в силу ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" органы государственной власти города Москвы вправе определять содержание программы реновации жилищного фонда в городе Москве. В указанной ст. 4 Закона РФ под реновацией жилищного фонда в городе Москве (далее также - реновация) понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с программой реновации жилищного фонда в городе Москве, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства. Программа реновации устанавливает очередность сноса многоквартирных домов, включенных в программу реновации. Очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.
В связи с этим, установленное в п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы N 14 определение программы реновации - "нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, а так же то, какие многоквартирные дома могут быть включены в соответствующий перечень" не противоречит как установленным выше полномочиям Московской городской Думы в жилищной сфере, компетенции Правительства Москвы, которому, на основании данной нормы, делегированы соответствующие полномочия, так и понятию программы реновации, определенному на федеральном уровне.
Кроме того, критерии отнесения многоквартирных домом, включение которых возможно в проект программы реновации, соответствуют условиям, предусмотренным ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
Часть 2 ст. 1 Закона г. Москвы устанавливает, что иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы, что соответствует общим принципам аналогии закона (ч. ст. 6 ГК РФ, ст. 7 ЖК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
Порядок формирования перечня многоквартирных домов, которые могут быть включены в проект программы реновации, закрепленный в ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы соответствует требованиям, установленным в ст. 4 и 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
Указанная ст. 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" устанавливает, что формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений настоящей статьи.
В проект программы реновации могут быть включены только многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичный ему по характеристикам конструктивных элементов многоквартирный дом, в которых собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не менее двух третей жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации.
При этом, как указано в Законе РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", результаты голосования по жилым помещениям (за исключением голосования на общих собраниях собственников жилых помещений) в случае, если ни один из собственников и (или) нанимателей в жилом помещении не принял участие в голосовании, учитываются пропорционально результатам голосования по жилым помещениям, собственники и (или) наниматели которых приняли участие в голосовании.
Оспариваемым положением предусмотрено, что в проект программы реновации включается только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации, при этом, принятие решения жителями многоквартирных домов большинством голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, закреплено в самом Жилищном кодексе РФ.
Так, в силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
По ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, принимая решение на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме жители реализуют свое право собственности в отношении принадлежащего им имущества, как квартир, так и общего имущества, что в совокупности образует многоквартирный дом. Поскольку, квартира в многоквартирном доме, хоть и является индивидуальной собственностью, право на которую признается и охраняется государством, при решении вопроса о включении либо не включении в проект программы реновации всего дома, вопрос должен быть принят большинством собственников, что основывается на демократическом принципе принятия решения квалифицированным большинством голосов и предполагает наличие разных мнений, но решение принимается согласно мнению большинства.
Принятие решения большинством голосов всех собственников и пользователей многоквартирных домов, включенных в перечень, представляет собой демократическую процедуру, не противоречащую принципу равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений (п. 1 ст. 1 ГК Российской Федерации), который является проявлением конституционного принципа равноправия.
Пункт 5 ст. 46 ЖК РФ также закрепляет, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В настоящее время, на федеральном уровне установлено, что выявление и учет мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации отнесен, в том числе к компетенции общего собрания собственников жилых помещений.
Жилищный кодекс РФ закрепляет, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ). Как установлено, соответствующие законодательные положения на федеральном уровне вступили в законную силу.
С учетом изложенного нельзя согласиться с доводами административного истца о нарушении оспариваемым законом положений ст. 3, 44, 46 ЖК РФ.
Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы. Таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
Из положений п. 2.3 и 2.5 постановления Правительства Москвы N 245-ПП следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, вправе провести в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Результаты проведения такого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.
Часть 2 ст. 3 Закона города Москвы N 14 закрепляет, что на любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.
Указанная норма является дополнительной гарантией прав собственников помещений многоквартирного дома, предоставляет право в случае необходимости или изменения ситуации, по решению собственников провести общее собрание и принять решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации.
Такое право также закреплено на федеральном уровне в ст. 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
Таким образом, оспариваемые положения Закона города Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" соответствует положениям федерального законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом нормативно-правовой акт принят в пределах компетенции Московской городской Думы как законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, оспариваемые положения приняты с учётом и в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства, без нарушения прав и свобод административного истца, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Михайловой О.В.к Московской городской Думе, Мэру г. Москвы о признании противоречащими Жилищному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ и признании недействующими статьи 1 и статьи 3 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.