Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Седых Е.Г.,
судей Хазиевой Е.М.,
Фефеловой З.С.
при секретаре Базловой Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 11.08.2017 гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 66" Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области о понуждении к устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика ГУФСИН России по Свердловской области на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22.05.2017.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения прокурора Волковой М.Н., представителя ответчика ГУФСИН России по Свердловской области Мамаевой К.В., судебная коллегия
установила:
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 66" Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области (далее по тексту ФКУ КП-66), ГУФСИН России по Свердловской области о возложении на ответчиков обязанности в течении года устранить выявленные нарушения законодательства, а именно провести ремонт крыши здания "общежитие (1 отряд) (Литера 23)".
В обоснование иска указано, что экспертным заключением по результатам технического обследования здания отряда N1, проведенного ООО "СК Технополис" в 2017 году, зафиксированы многочисленные повреждения элементов стропильной системы и обрешетки крыши, а также дефекты кровли. Обнаруженные недостатки влияют на несущие способности конструкции кровли здания, что характеризуется как аварийное состояние крыши. Актом общего (весеннего) осмотра здания "общежитие (1 отряд) (Литера 23)", составленным комиссией ФКУ КП-66, установлена необходимость ремонта крыши: замена стропильной системы и обрешетки деревянных элементов; замена кровли; устройство пола чердака и водоприемной системы. На неоднократные письма ФКУ КП-66 с запросами денежных средств для проведения ремонта ГУФСИН России по Свердловской области не отреагировало.
В ходе рассмотрения дела к производству суда принято уточнение иска, согласно которому прокурор просил суд в течение года со дня вступления в законную силу решения суда: обязать ФКУ КП-66 устранить выявленные нарушения законодательства, провести ремонт крыши здания "общежитие (1 отряд) (Литера 23)"; обязать ГУФСИН России по Свердловской области организовать мероприятия по проведению ремонта крыши здания "общежитие (1 отряд) (Литера 23)"; расходы по оплате госпошлины взыскать с ответчиков.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 22.05.2017 исковые требования удовлетворены. На ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно по проведению ремонта крыши здания "общежитие (1отряд) (Литера 23) инвентарный номер 30167/01/51-07 по адресу: ... На ФКУ КП-66 ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность в течение года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести ремонт крыши здания "общежитие (1отряд) (Литера 23) инвентарный номер 30167/01/51-07 по адресу: ...
С таким решением не согласился ответчик ГУФСИН Росси по Свердловской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части возложения на него вышеуказанной обязанности, поскольку в компетенцию ГУФСИН Росси по Свердловской области не входят полномочия главного распорядителя, предусмотренные п.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ответчик не является собственником в отношении имущества ФКУ КП-66, поэтому обязанность по выделению денежных средств не может быть возложена.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУФСИН России по Свердловской области Мамаева К.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Волкова М.Н. в заседании суда апелляционной инстанции возражала относительно доводов апелляционной жалобы ответчика ГУФСИН Росси по Свердловской области, просила решение суда оставить без изменения.
Ответчик ФКУ КП-66 в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило. Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст.ст. 10 и 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации пришел к правильному выводу о возложении на ответчиков обязанности по устранению выявленных на территории учреждения нарушений норм законодательства, касающихся материально-технического обеспечения и безопасности осужденных к лишению свободы.
Судом установлено, что на балансе ФКУ КП-66 находится одноэтажное здание, именуемое согласно техническому паспорту "общежитие (1 отряд) (Литера 23)", расположенное по адресу: 623148, Свердловская область, г.Первоуральск, д.Старые Решеты, предназначенное для содержания осужденных.
Согласно Уставу ФКУ КП-66 является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем этого учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице Федеральной Службы исполнения наказаний Российской Федерации, осуществляющей полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ КП-66 на праве оперативного управления.
Согласно п. 2.5.1 Устава ФКУ КП N 66 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и условия содержания осужденных в соответствии с п.2.5.2 осуществляет функции государственного заказчика; эксплуатацию зданий, помещений и имущества; техническое обслуживание и охрану имущества, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию.
Таким образом, бремя содержания имущества, находящегося на территории учреждения в части реализации мероприятий по соблюдению требований безопасности возложено законом на ответчика ФКУ КП - 66.
В соответствии с экспертным заключением N 02/160217-П по результатам технического обследования здания отряда N 1, проведенного ООО "СК Технополис" в 2017 году, 50 % стропильной системы и обрешетки из деревянных элементов находится в недопустимом техническом состоянии. Техническое состояние кровли признано допустимым. Кровля незначительно изношена. Предложено выполнение ряда мероприятий по замене стропильной системы и обрешетки. Согласно ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния." техническое состояние конструкций обследуемого здания характеризуется как "в аварийном состоянии".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеются достаточные основания для возложения на ответчика ФКУ КП-66 обязанности устранить выявленные нарушения, которые к моменту рассмотрения дела не устранены, а именно провести ремонт крыши здания "общежитие" (1 отряд) (Литера 23). Данный вывод суд сделал с учетом фактических обстоятельств дела, при правильном применении норм материального права.
Установив, что ответчиком допущено несоответствующее закону бездействие, суд правомерно возложил обязанность выполнить перечисленные в решении суда мероприятия в определенный срок.
Вместе с тем, судебная коллегия с решением суда в части возложения на ответчика ГУФСИН России по Свердловской области обязанности организовать мероприятия по устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно по проведению ремонта крыши в указанном в решении здании, согласиться не может, поскольку оно постановленос нарушением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
Согласно п. 4 Положения о ГУФСИН России по Свердловской области утвержденного Приказом Федеральной Службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11.06.2015 N 518, ГУФСИН России по Свердловской области является участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств. В силу п. 15 указанного Положения ответчик обеспечивает, в том числе условия содержания осужденных лиц.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что в компетенцию ответчика не входят полномочия главного распорядителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 указанной статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Возлагая на ответчика ГУФСИН России по Свердловской области обязанность организовать мероприятия по устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно по проведению ремонта крыши здания "общежитие (1отряд) (Литера 23), суд положения указанных нормативных правовых документов не учел.
Судебная коллегия находит обоснованным довод ответчика ГУФСИН России по Свердловской области о том, что в его компетенцию не входят полномочия главного распорядителя, предусмотренные п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом в нарушение вышеприведенных положений не принято во внимание, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ КП-66 ответчик ГУФСИН России по Свердловской области не является и полномочиями собственника в отношении имущества учреждения не обладает, в связи чем на указанного ответчика обязанность организовать мероприятия по проведению ремонта крыши здания не могла быть возложена.
В части возложения такой обязанности на ГУФСИН России по Свердловской области решение подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как не соответствующее нормам материального права.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22.05.2017 отменить в части возложения на ГУФСИН Росси по Свердловской области обязанности в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно по проведению ремонта крыши здания "общежитие (1отряд) (Литера 23) в ФКУ "Колония-поселение N 66" ГУФСИН России по Свердловской области.
Принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Свердловского
прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ГУФСИН России по Свердловской области о возложении обязанности организовать мероприятия по устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно по проведению ремонта крыши здания "общежитие (1отряд) (Литера 23) в ФКУ "Колония-поселение N 66" ГУФСИН России по Свердловской области отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Е.Г. Седых
Судьи: Е.М. Хазиева
З.С. Фефелова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.