Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием представителя административного истца Абрамова В.В. - Поповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абрамова Виктора Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Абрамов В.В. обратился в Свердловский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 7609 527 рублей.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере, равном ее рыночной стоимости в размере 1089 423 рублей, поскольку внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика земельного налога, поскольку расчет налога производится исходя из кадастровой стоимости указанных объектов, утвержденной в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель административного истца
Попова А.С. доводы административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить заявленные требования и установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2016 года в соответствии с представленным в материалы дела отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Областной центр оценки.
Административный истец Абрамов В.В., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... , рассчитана актом определения кадастровой стоимости от 19 мая 2016 года с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5385 рублей 37 копеек/ кв.м. и составляет 7609 527 рублей 81 копейка (л.д. 19).
Являясь собственником земельного участка, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 22 июля 2017 года N 038 (л.д. 17-21), а также выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09 августа 2016 года (л.д. 22), административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемого им земельного налога. Следовательно, в силу вышеприведенного законодательства, административный истец вправе оспорить в суде вышеуказанную кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка в размере 1089 423 рублей административным истцом представлен отчет от 25 мая 2017 года N 283-17/З (л.д. 24-110), выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Областной центр оценки".
В ходе рассмотрения административного дела и изучения представленного отчета, допроса оценщика - сотрудника общества с ограниченной ответственностью "Областной центр оценки" П. суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку они соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, соответствуют заданию на оценку. Отчет об оценке составлен с соблюдением необходимых общих обязательных требований, предъявляемых к отчету и его содержанию, приведенные в нем выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, а выводы оценщика о рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждаются собранной информацией и приведенными расчетами. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.
Из показаний свидетеля П. следует, что наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной в отчете об оценке от 25 мая 2017 года N 283-17/З, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретных земельных участков с использованием метода сравнения продаж. В рамках выбранного сравнительного подхода им проведен анализ рыночных цен продаж аналогичных объекту оценки.
Проверяя правильность расчета итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, суд не нашел математических ошибок, а допрошенный в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля - оценщик П. дал дополнительные показания по существу и подтвердил свои выводы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленный в материалах дела отчет соответствует требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Поскольку доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, материалы дела их не содержат, то у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика.
Учитывая изложенное, а также и то, что в материалах дела отсутствуют иные сведения опровергающие выводы оценщика, относительно определения рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1413 кв.м., расположенного по адресу: ... , состоянию на 19 мая 2016 года составляет 1089 423 рублей.
Указанная рыночная стоимость земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве его кадастровой стоимости по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, - 19 мая 2016 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N является дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд - 20 июня 2017 года.
С учетом изложенного, установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Абрамова Виктора Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1413 кв.м., расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости состоянию на 19 мая 2016 года в размере 1089 423 (Один миллион восемьдесят девять тысяч четыреста двадцать три) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 20 июня 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.