Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Желонкиной Г.А., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Шишкиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области к Дмитриеву В.В. о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц и пени, по апелляционной жалобе с учетом ее дополнений Дмитриева В.В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 04 мая 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя Дмитриева В.В. - Чижовой Н.Н., поддержавшей апелляционную жалобу с учетом дополнений к ней, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области Коноваловой Ю.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Дмитриева В.В. задолженности за 2011-2013 годы по налогу на имущество физических лиц в сумме 2 117 795 рублей 72 копейки, пени по налогу за период с 02 ноября 2013 года по 13 ноября 2014 года в размере 4 659 рублей 62 копейки, задолженности по земельному налогу за 2013 год в сумме 97 221 рубль 33 копейки, пени за период с 06 ноября 2013 года по 13 ноября 2014 года в размере 213 рублей 89 копеек; задолженность по транспортному налогу за 2013 год в сумме 35 833 рубля, пени за период с 06 ноября 2014 года по 13 ноября 2014 года в сумме 78 рублей 84 копейки, всего в сумме 2 255 802 рубля 40 копеек.
Также Межрайонная ИФНС обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Дмитриева В.В. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 86 000 рублей, пени за период с 14 ноября 2014 года по 12 октября 2015 года в размере 3 624 рубля 63 копейки; налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 786 619 рублей, пени за период с 14 ноября 2014 года по 12 октября 2015 года в размере 178 262 рубля 70 копеек; земельному налогу за 2014 год в сумме 15 473 рубля, пени за период с 14 ноября 2014 года по 12 октября 2015 года в сумме 8 950 рублей 50 копеек, всего в сумме 1 078 929 рублей 83 копейки.
Административные дела по указанным административным исковым заявлениям определением суда от 24 января 2017 года объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что Дмитриев В.В. в спорные периоды являлся собственником земельного участка, объектов недвижимого имущества, транспортных средств и плательщиком налогов. В связи с неоплатой в установленные сроки предъявленных соответствующими налоговыми уведомлениями и требованиями налоговых платежей, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым органом на суммы задолженности начислены пени. Требования, направленные Межрайонной ИФНС в адрес налогоплательщика, в добровольном порядке не исполнены, вынесенные мировым судьей судебные приказы о взыскании налоговой задолженности отменены, что явилось основанием для обращения налогового органа в районный суд в исковом порядке.
Решением суда заявленные административные исковые требования Межрайонной ИФНС удовлетворены. Также с Дмитриева В.В. в доход бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 24 796 рублей 24 копейки.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней Дмитриев В.В. выражает несогласие с постановленным судебным актом. В обоснование доводов указывает на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Ссылается, что налоговые уведомления и требования, направленные налоговым органом по адресу его регистрации в городе Балаково, не получал, поскольку с 2013 года временно зарегистрирован в городе Москве. Полагает, что административным истцом не представлены доказательства фактического направления налоговых уведомлений и требований в конвертах с заказными письмами, адресованными административному ответчику. Считает, что сроки взыскания налоговых платежей в судебном порядке, установленные статьей 48 НК РФ, нарушены, поскольку судебные приказы мирового судьи вынесены по истечении определенного законом шестимесячного срока со дня исполнения требований об уплате налогов и сборов. Ссылается, что административный истец не представил достоверные доказательства наличия налоговой задолженности в спорные периоды. Полагает, что налоговым органом при исчислении налога на имущество физических лиц необоснованно применена инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 04 марта 2014 года.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС просит оставить решение суда без изменения. Отмечает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам административного дела и являются законными и обоснованными. Указывает, что порядок и сроки обращения в суд, определенные НК РФ, налоговым органом соблюдены, расчет налоговой задолженности произведен на основании данных, представленных регистрирующими органами, проверены судом и при рассмотрении дела административным ответчиком по существу не оспаривался, иной расчет размера налоговой задолженности налогоплательщиком не представлен.
В судебное заседание административный ответчик не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.
Как установлено статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года N 109-ЗСО "О введении на территории Саратовской области транспортного налога" (далее - Закон N 109-ЗСО).
Статьей 2 Закона N 109-ЗСО закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
По правилам статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года была предусмотрена Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии с частью 1 статьи 1 вышеназванного Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признавались физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу статьи 2 указанного Закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой НК РФ.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Статьей 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 было предусмотрено, что налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены НК РФ (часть 8). Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога (часть 11).
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 НК РФ).
В статье 409 НК РФ определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 НК РФ).
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 НК РФ.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Дмитриев В.В. с 08 августа 2013 года и в налоговом периоде 2014 года являлся собственником гидроцикла "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты", мощностью 215 лошадиных сил.
Согласно сведениям, имеющимся в ЕГРП, за Дмитриевым В.В. в спорные периоды также было зарегистрировано следующее недвижимое имущество:
сооружение - открытый склад (ограждение), дата возникновения собственности -26 октября 2007 года, расположенное по адресу: "адрес"
сооружение - открытый склад (площадка), дата возникновения собственности -26 октября 2007 года, расположенное по адресу: "адрес"
Иные строения, сооружения и помещения, дата возникновения собственности 12 января 2007 года, расположенное по адресу: "адрес"
земельный участок, дата возникновения собственности - 17 октября 2012 года, дата прекращения собственности -14 мая 2014 года, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес"
В соответствии с пунктом 3 статьи 363, пунктом 4 статьи 397, пунктом 2 статьи 409 НК РФ налоговым органом в адрес Дмитриева В.В. направлено налоговое уведомление об уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц N 785503, в соответствии с которым налогоплательщику рассчитан транспортный налог за 2013 год в сумме 35 833 рублей, земельный налог за 2013 год в сумме 97 222 рублей, произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2013 год за принадлежащие объекты недвижимого имущества, а также перерасчет данного налога за 2011 и 2012 годы в общей сумме 2 117 795 рублей 72 копейки. В данном уведомлении указан срок уплаты налогов до 05 ноября 2014 года.
По состоянию на 13 ноября 2014 года налогоплательщику выставлено требование N 13678, в котором Дмитриеву В.В. в срок до 08 января 2015 года предложено уплатить налоговую задолженность в общей сумме 2 250 850 рублей 05 копеек, а также пени, начисленные на недоимку по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц в размере 4 952 рублей 35 копеек.
По заявлению налогового органа N 3230 от 27 апреля 2015 года мировым судьей судебного участка N 2 города Балаково Саратовской области выдан судебный приказ от 27 июля 2015 года, который в связи с поступившими возражениями налогоплательщика отменен определением мирового судьи от 23 ноября 2016 года.
За налоговый период 2014 года Дмитриеву В.В. направлено налоговое уведомление N 519942 от 28 марта 2015 года, в котором указано о необходимости в срок до 01 октября 2015 года уплаты транспортного налога в сумме 113 388 рублей, земельного налога в сумме 15 473 рублей, налога на имущество физических лиц 786 619 рублей, всего в общей сумме 915 480 рублей.
По состоянию на 12 октября 2015 года налогоплательщику выставлено требование N 21809 об уплате в срок до 09 декабря 2015 года недоимки по налогам в сумме 915 480 рублей и пени по налогам с учетом задолженности за предыдущие периоды в сумме 208 892 рубля 06 копеек.
По заявлению налогового органа N 79 от 01 июня 2016 года мировым судьей судебного участка N 2 города Балаково Саратовской области выдан судебный приказ от 18 июля 2016 года, который в связи с поступившими возражениями налогоплательщика отменен определением мирового судьи от 23 ноября 2016 года.
В связи с отменой судебных приказов о взыскании налоговой задолженности за 2011-2014 годы определениями мирового судьи от 23 ноября 2016 года налоговый орган обратился в районный суд с настоящими административными исками 24 января 2017 года, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения в суд, установленного статьей 48 НК РФ.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока предъявления требований о взыскании налогов, пени, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении административным истцом положений статьи 48 НК РФ, части 2 статьи 286 КАС РФ по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Учитывая, что у налогового органа имелось право произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2011-2013 годы, то есть за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления N 785503 (2014 год), а также произвести расчет сумм налогов согласно налоговому уведомлению N 519942 от 28 марта 2015 года, заявление Межрайонной ИФНС о взыскании с Дмитриева В.В. недоимки и пени подано мировому судье 08 мая 2015 года и 01 июня 2016 года соответственно в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней N 13678 (до 08 января 2015 года) и требования об уплате налога N 21809 (до 09 декабря 2015 года), административное исковое заявление подано налоговым органом в районный суд 24 января 2017 года в течение шести месяцев со дня вынесения определений мирового судьи от 23 ноября 2016 года об отмене судебных приказов от 27 июля 2015 года и 18 июля 2016 года, районный суд пришел к правильному выводу об обращении Межрайонной ИФНС в суд с требованием о взыскании налоговой задолженности с соблюдением установленных законом сроков.
Таким образом, срок направления требования об уплате налогов, пени, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, в данном случае соблюден, оснований полагать, что налоговым органом утрачена возможность взыскания с Дмитриева В.В. налога на имущество физических лиц за 2011, 2012 годы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о предъявлении Межрайонной ИФНС требований о взыскании задолженности за пределами трехлетнего срока необоснованны, поскольку вышеизложенные нормы налогового законодательства предусматривают возможность исчисления налога за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления, а также исчисление срока обращения в суд с требованиями о взыскании налога, пени с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Расчет сумм налоговой задолженности судебная коллегия полагает верным, данный расчет произведен согласно данным, представленным регистрирующими органами, он проверен и сомнений не вызывает.
Какого-либо иного расчета сумм недоимки по земельному, транспортному и налогу на имущество физических лиц административным ответчиком суду первой инстанции не представлено, как не представлено и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящей жалобы.
Ссылка в апелляционной жалобе о неполучении Дмитриевым В.В. налоговых уведомлений и требований, направленных Межрайонной ИФНС по адресу регистрации налогоплательщика, а также о неподтверждении вложения в конверты с заказной корреспонденцией налоговых уведомлений и требований не может повлиять на законность судебного акта.
НК РФ в отношении всех документов, связанных с налоговым контролем, предполагает вручение налогоплательщику соответствующих документов либо лично, либо направление по почте заказным письмом.
Такой способ доставки в силу Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" призван гарантировать вручение корреспонденции налогоплательщику, в связи с чем направленные по почте заказным письмом налоговые уведомления считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Кроме того, в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона оператор почтовой связи обязан обеспечить сохранность почтовых отправлений, в том числе целостность упаковки, что гарантирует соблюдение требований статьи 102 НК РФ о неразглашении сведений, составляющих налоговую "данные изъяты"
Положения статей 52 и 69 НК РФ, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, призваны обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
Поскольку факт направления налоговым органом уведомлений (требований) по адресу регистрации налогоплательщика подтвержден соответствующими реестрами, имеющимися в материалах административного дела, указанные документы считаются полученными Дмитриевым В.В. в срок, определенный в законе.
При проверке довода апелляционной жалобы о необходимости направления налоговых уведомлений и требований по адресу временного пребывания налогоплательщика в городе Москве установлено, что в силу положений НК РФ местом уплаты транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц является место нахождения (регистрации) соответствующих объектов налогообложения, в связи с чем налоговым органом обоснованно направлены соответствующие документы об уплате налоговых платежей по адресу регистрации налогоплательщика в городе Балаково.
При изменении физическим лицом места жительства налоговый орган по месту жительства осуществляет снятие с учета такого лица в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 данного Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства (пункт 4 статьи 84 Кодекса).
Поскольку сведения об изменении места регистрации налогоплательщика и постановке на налоговый учет в иной инспекции по адресу временного нахождения, являющиеся основанием для снятия Межрайонной ИФНС с учета Дмитриева В.В., как налогоплательщика, при рассмотрении административного дела не представлены, ссылка в жалобе на направление налоговых документов по адресу его регистрации в городе Балаково является несостоятельной.
Иная оценка автором жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 04 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дмитриева В.В. с учетом ее дополнений - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.