Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,
судей: Устьянцевой С.А., Трифоновой О.М.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Ф.Г. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты, обязании произвести выплату
по апелляционной жалобе Зариповой Ф.Г.
на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2017 года,
заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,
УСТАНОВИЛА:
Зарипова Ф.Г. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она является инвалидом *** группы и с 26 августа 1999 года состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории "инвалиды" с составом семьи 3 человека: она и дочери З.З.А., А.И.В. На учет по данной категории она с составом семьи была переведена на основании постановления администрации г. Оренбурга от 21 апреля 2010 года N-п с льготной очереди одиноких матерей и многодетных семей по (адрес), где она состояла на учете с 07 мая 1986 года. Поскольку с 26 августа 1999 года она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории "инвалиды", считает, что имеет право на получение социальной выплаты. В установленном законом порядке она обратилась в администрацию г. Оренбурга с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты, администрация г. Оренбурга направила учетное дело в Министерство социального развития Оренбургской области с ходатайством о предоставлении социальной выплаты. Однако ответчик отказывает в предоставлении социальной выплаты, мотивируя свой отказ отсутствием решения органа местного самоуправления о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории "инвалиды". Считает данный отказ по указанным основаниям необоснованным. С учетом уточненных исковых требований просит суд признать за ней право на получение социальной выплаты, обязать Министерство социального развития Оренбургской области предоставить ей социальную выплату на приобретение готового жилого помещения в размере, соответствующем действующему законодательству.
В судебное заседание истец Зарипова Ф.Г. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Примачева Л.Е., действующая на основании доверенности, удостоверенной нотариусом (адрес)К.Н.В.(дата), зарегистрировано в реестре за N, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Кузнецова Л.С., действующая на основании доверенности N от (дата), исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представители третьих лиц администрации г. Оренбурга, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований Зариповой Ф.Г. отказано.
Не согласившись с решением суда, Зариповой Ф.Г. подана апелляционная жалоба, в которой она просит судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца Примачевой Л.Е., действующей на основании доверенности, удостоверенной нотариусом (адрес)К.Н.В.(дата), зарегистрировано в реестре за N, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Зариповой Ф.Г., представителя ответчика Министерства социального развития Оренбургской области, представителей третьих лиц администрации г. Оренбурга, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Материалами дела подтверждается, что Зариповой Ф.Г. 26 августа 1999 года установлена *** группа инвалидности.
Из протокола N заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от 24 марта 2010 года, утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 21 апреля 2010 года N-п, следует, что Зарипову Ф.Г., состоящую на учете с 07 мая 1986 года в льготном списке одиноких матерей и многодетных семей по (адрес) с составом семьи 3 человека (она, дочь (дата) года рождения, дочь (дата) года рождения), являющуюся с 26 августа 1999 года является инвалидом *** группы, рекомендовано перевести в льготный список инвалидов.
Сообщением Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга от 31 октября 2016 года N подтверждается, что Зарипова Ф.Г. с составом семьи 3 человека (она, дочь И.В., дочь ФИО13) состоит в администрации города Оренбурга на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 07 мая 1986 года в общем списке очередности по (адрес) под номером 1462 и с 26 августа 1999 года в льготном списке инвалидов 1-2 группы под номером 53 по городу.
Судом первой инстанции установлено, что учетное дело истца несколько раз поступало с Министерство социального развития Оренбургской области, но каждый раз возвращалось в администрацию муниципального образования г. Оренбург на доработку в связи с ненадлежащим его оформлением, в том числе отсутствием решения органа местного самоуправления о постановке Зариповой Ф.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории "инвалиды".
Обращаясь в суд с иском, Зарипова Ф.Г. указывала, что она является инвалидом *** группы и с 26 августа 1999 года состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории "инвалиды" с составом семьи 3 человека, между тем ответчик отказывает ей в предоставлении социальной выплаты, мотивируя свой отказ отсутствием решения органа местного самоуправления о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории "инвалиды", что не соответствует действительности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся в учетном деле и представленные истцом постановление администрации города Оренбурга от 21 апреля 2010 года N-п "Об утверждении протокола N заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от 24 марта 2010 года" и Протокол N заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от 24 марта 2010 года, не могут быть расценены как решение органа местного самоуправления о постановке на учет по категории "инвалиды", поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации не предусмотрен перевод из одного списка очередности в другой, а иное решение органа местного самоуправления о включении истца в указанный список не принималось.
Кроме того, районный суд указал, что решение об отказе в предоставлении социальной выплаты Зариповой Ф.Г. Министерством социального развития Оренбургской области не принималось, учетное дело возвращено в администрацию г. Оренбурга в связи с предоставления документов не в полном объеме и не по установленной форме, в связи с чем право Зариповой Ф.Г. на социальную выплату нельзя считать нарушенным, обращение в суд с указанными исковыми требованиями является преждевременным, и ненарушенное право истца не может подлежать судебной защите избранным истцом способом.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
В соответствии с указанным Федеральным законом и в целях улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Оренбургской области Постановлением Правительства Оренбургской области от 09 марта 2006 года N 72-п установлен Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктами 4.2, 5 Порядка N 72-п меры социальной поддержки в обеспечении жильем в форме предоставления социальной выплаты предоставляются гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 года и отнесенным к категории "инвалиды".
Из буквального толкования данных норм следует, что субъектом, которому предоставляются меры социальной поддержки в обеспечении жильем в форме предоставления социальной выплаты, является инвалид, имеющий регистрацию на территории Оренбургской области, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до 01 января 2005 года.
Материалами дела подтверждается, что Зарипова Ф.Г. зарегистрирована на территории Оренбургской области, с 07 мая 1986 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то есть до 01 марта 2005 года поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и с 26 августа 1999 года является инвалидом.
Указанное свидетельствует, что Зарипова Ф.Г. относиться к категории граждан, которым в силу действующего законодательства предоставляются меры социальной поддержки в обеспечении жильем в форме предоставления социальной выплаты.
Таким образом, судом первой инстанции при вынесении решения неправильно истолкованы и применены нормы материального права, что повлекло неправильное определение юридически значимых обстоятельств и привело к неправильному разрешению спора.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем считает необходимым решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Зариповой Ф.Г. к Министерству социального развития Оренбургской области удовлетворить, признать за Зариповой Ф.Г. право на получение социальной выплаты, обязать Министерство социального развития Оренбургской области предоставить Зариповой Ф.Г. социальную выплату на приобретение готового жилого помещения в размере, соответствующем действующему законодательству.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.