Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей областного суда Коваленко А.И., Сенякина И.И.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 12 мая 2017 года по гражданскому делу по иску Морозова А.А. к администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установила:
Морозов А.А. обратился в суд с иском, указав, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда. До настоящего времени истец, в нарушение закона, не имеет жилья в собственности либо иного закрепленного жилья.
Просил суд обязать администрацию муниципального образования г.Бузулука предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области.
В суде первой инстанции истец Морозов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Бузулукского района Оренбургской области Михайлова А.В., в суде первой инстанции просила в удовлетворении иска отказать.
Представители Правительства Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 12 мая 2017 года исковые требования Морозова А.А. удовлетворены, суд постановил:обязать администрацию муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области предоставить Морозову А.А., (дата) года рождения, уроженцу (адрес) Оренбургской области, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм предоставления жилой площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Бузулукского района Оренбургской области по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели в бюджете на финансовый год.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, указывает, что жилое помещение будет предоставлено Морозову А.А. в порядке очередности в зависимости от даты постановки на учет.
В суд апелляционной инстанции Морозов А.А., представители администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области, представители Правительства Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Имамовой Р.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Морозов А.А. родился (дата) в (адрес). Его родителями являлись мать - ФИО9, отец - ФИО10.
Мать умерла (дата), что подтверждается свидетельством о смерти N от (дата). Отец умер (дата), что подтверждается свидетельством о смерти N от (дата).
Морозов А.А. окончил МОУ "*** ООШ" (адрес) Оренбургской области, что подтверждается справкой указанного учебного заведения.
23 июля 2014 года истец обратился в администрацию Бузулукского района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Постановлением N 1009-п от 28 июля 2014 года администрации МО Бузулукский район Морозов А.А. был включен в вышеуказанный список.
Как следует из уведомления филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области N, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, по состоянию на 04 апреля 2017 года, сведений о зарегистрированных правах Морозова А.А. на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации не имеется. Это также подтверждается справками ГУП "ОЦИОН" Бузулукского филиала на территории Оренбургской области об отсутствии на территории данного района домовладений, числящихся за истцом.
Разрешая исковые требования Морозова А.А., суд первой инстанции, руководствуясь ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 34 ФЗ от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан", ст. 19.1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", установив, что Морозов А.А. являясь лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, вопреки вышеуказанным нормам права до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, - пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление Морозову А.А. жилого помещения будет нарушать права граждан, право на обеспечение жильем у которых возникло раньше, являются необоснованными, поскольку анализ норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не содержит оснований для отказа в реализации истцом права на предоставление жилого помещения, законом не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Фактически доводы апелляционной жалобы отражают позицию ответчика в суде первой инстанции, сводятся к переоценке правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и не указывают на ошибочность решения по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, которое привело к неправильному разрешению исковых требований.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 12 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.