Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственного казенного учреждения "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" Хмелевой С.Н. на постановление по делу об административном правонарушении судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июля 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ноябрьского городского суда от 24 июля 2017 года ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее Дорожная дирекция ЯНАО, Дирекция) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в суд ЯНАО, представитель ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" Хмелева С.Н. просила отменить постановление ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Должностным лицом в протоколе об административном правонарушении описаны иные действия юридического лица, не охватывающиеся объективной стороной данного правонарушения. Поводом к привлечению Дирекции к административной ответственности послужили предписания ОГИБДД города Ноябрьска от 07 июня 2017 года N 151 и 153 от 08 июня 2017 года, невыполнение данных предписаний образует состав административного правонарушения по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Наличие каких-либо дефектов на автомобильной дороге, либо несоответствие отдельных элементов дороги нормативным требованиям не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ. Дефекты относятся к фактам, характеризующим эксплуатационное состояние участка автомобильной дороги, занижение обочины не является помехой для дорожного движения и не представляет опасности для дорожного движения. Дирекция не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильной дороги "Ноябрьск - Вынгапуровский" возложены на АО "Ямалавтодор", что подтверждается государственным контрактом от 16.12.2016 N 11706/17-ДХ и техническим регламентом.
Представитель ГКУ "Дорожная дирекция ЯНАО" Дробинин А.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, полагал об отсутствии в действиях Дирекции состава административного правонарушения.
О дате и времени рассмотрения дела инспектор ОГИБДД ОМВД по г. Ноябрьск извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, выражается в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Исходя из приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из материалов дела, 06 июня 2017 года в 16 часов 35 минут на участке автодороги "Ноябрьск - Вынгапуровский" ЯНАО в районе км. 85 + 224 установлен факт несоблюдения лицом, ответственным за состояние дорог, требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, что подтверждается актом (л.д. 5-11).
На указанном участке дороги выявлено занижение обочины относительно проезжей части, которое составило 13 сантиметров, чем нарушено требование п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Таким образом, достоверно установлено, что на момент выявления дефектов лицо, ответственное за содержание указанного участка дороги, не приняло достаточных мер к устранению недостатков дороги, допустив нарушение указанных государственных стандартов.
Данное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги, является ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО".
В жалобе заявитель утверждает, что Дирекция не является субъектом вмененного административного правонарушения согласно государственному контракту с подрядной организацией.
Однако данный довод состоятельным признать нельзя ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 данного Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон о безопасности дорожного движения) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
20 марта 1998 года постановлением Губернатора ЯНАО N 148 создано Государственное учреждение "Исполнительная дирекция территориального дорожного фонда" впоследствии постановлением Правительства ЯНАО от 25 ноября 2010 года N 423-П и постановлением Правительства ЯНАО от 1 января 2011 года N 497-П переименованное в Государственное казенное учреждение "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО".
Согласно Уставу ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО" предметом деятельности указанного учреждения является реализация полномочий исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Учреждение обладает на праве оперативного управления находящимся в государственной собственности автономного округа обособленным имуществом.
В силу п.2.1 и п.2.2.1, 2.2.2 Устава основными видами деятельности учреждения являются обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог общего пользования окружного значения автономного округа, улучшение их технического состояния; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования окружного значения - деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также участие в подготовке и осуществлению реализации программных и иных мероприятий в области дорожного хозяйства; выполнения функций владельца автомобильных дорог общего пользования окружного значения.
При таких обстоятельствах ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО" является ответственным за соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильной дороги окружного значения, то есть надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования окружного значения, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, в том числе деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог, прямо закреплено в п.2.1 Устава ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО".
В связи с изложенным, Дирекция обязана в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального значения Ямало-Ненецкого автономного округа, улучшать их техническое состояние путем обеспечения соответствия автомобильных дорог регионального значения Ямало-Ненецкого автономного округа государственным стандартам.
Таким образом, судья обоснованно исходил из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия Дирекцией всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона N 257-ФЗ, Федерального закона о безопасности дорожного движения, свидетельствует о том, что указанное Учреждение, будучи лицом, ответственным за состояние на участке на участке автодороги "Ноябрьск - Вынгапуровский" в районе км. 85 + 224, является субъектом вмененного административного правонарушения и подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождало Дирекцию от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля по надлежащему исполнению подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Заключенный между ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО" и АО "Ямалавтодор" государственный контракт регулирует гражданско-правовые отношения между заказчиком и подрядчиком, и не наделил подрядчика полномочиями по содержанию автомобильных дорог, следовательно, не исключает обязанностей Дирекции по осуществлению организации и контроля за содержанием автомобильных дорог окружного значения.
Подрядчик, осуществляющий строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог на основании гражданско-правовых договоров с Дирекцией, не является субъектом административной ответственности, так как данный вид юридической ответственности не применяется в рамках частноправовых отношений за невыполнение договорных обязательств.
В связи с этим довод жалобы об отсутствии вины Дирекции в ненадлежащем исполнении подрядной организацией обязанностей, предусмотренных заключенным с ней гражданско-правовым договором, несостоятелен и не может служить основанием для освобождения от административного наказания.
Доводы жалобы о неисполнении предписания ОГИБДД города Ноябрьска от 07 июня 2017 года N 151 и от 08 июня 2017 года N 153 не имеют правового значения для данного дела, поскольку не являются предметом доказывания по делу.
При таких обстоятельствах, действия Дирекции верно квалифицированы в соответствии с требованиями КоАП РФ, административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ноябрьского городского суда от 24 июля 2017 года оставить без изменения, а жалобу ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО" - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В. Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.