Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Атрошкиной В.Т.,
судей коллегии Гниденко С.П., Акбашевой Л.Ю.
при секретаре Перепёлкиной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Карпенко Сергея Анатольевича, апелляционному представлению прокурора города Муравленко на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2017 года по делу по иску прокурора г. Муравленко в интересах Карпенко Сергея Анатольевича к государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа о назначении досрочной трудовой пенсии со дня возникновения права на пенсию, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Атрошкиной В.Т., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
установила:
Прокурор г. Муравленко обратился с названным иском, мотивировав требования тем, что Карпенко С.А. первоначально обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муравленко с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости 2 июня 2014 года. Решением ответчика от 2 сентября 2014 года ему отказано в назначении пенсии ввиду непредоставления справок, уточняющих характер его работы в тяжелых условиях труда и не подтверждения стажа работы в тяжелых условиях труда. 27 июня 2016 года при повторном обращении в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение Карпенко С.А. предоставил указанные справки и ему назначили пенсию со дня повторного обращения, то есть с 27 апреля 2016 года, с чем согласен. Полагает, что пенсия Карпенко С.А. должна быть назначена с 20.11.2014 года, с даты достижения им 55 летнего возраста.
В судебном заседании прокурор г. Муравленко на удовлетворении исковых требований настаивал, дополнительно указал, что Карпенко С.А. был лишен возможности представить уточняющую справку, ввиду конфликтной ситуации в Украине.
Представитель Управления Пенсионного фонда в РФ в г. Муравленко исковые требования не признал, указывал на наличие оснований для отказа в назначении пенсии при первичном обращении и назначении истцу пенсии с даты повторного обращения.
Судом постановленорешение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе истец Карпенко С.А., в апелляционном представлении прокурор г. Муравленко просят решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. Приводят доводы о наличии оснований для назначения пенсии с даты возникновения у Карпенко С.А. права на досрочное назначение пенсии, а именно с момента достижения последним возраста 55 лет с 20.11.2014 года.
В письменных возражениях представитель ответчика УПФР в г. Муравленко ссылается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, истец участия в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителей УПФ РФ в г. Муравленко, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Карпенко С.А. с 27 апреля 2016 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 части первой статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Заявляя требования о переназначении Карпенко С.А. пенсии с 20.11.2014 года и о перерасчете пенсии, прокурор указывает о возникновении у последнего права на пенсию с 20.11.2014 года со ссылкой на его обращение за назначением пенсии в июне 2014 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 2 июня 2014 года Карпенко С.А. первоначально обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Муравленко с заявлением о назначении пенсии.
Решением органа, осуществляющим пенсионное обеспечение, от 2 сентября 2014 года в назначении пенсии Карпенко С.А отказано в виду отсутствия соответствующего права. С указанием, что у заявителя на момент обращения с заявлением о назначении пенсии общий страховой стаж составил 28 лет 8 месяцев 13 дней, стаж в районах Крайнего Севера составил 10 лет 10 месяцев 23 дня, стаж с вредными условиями труда не подтвержден, возраст заявителя 54 года. Справки, уточняющие особый характер работы или условия труда за периоды работы, которые включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не представлены.
Повторно истец обратился с заявлением о назначении пенсии 27 апреля 2016 года, предоставив справки, уточняющие особый характер его работы в период с 28.01.1982 г. по 24.12.1986 г., с 28.12.1987 по 21.09.1991 и с 06.10.1992 г. по 20.05.1996 года. При повторном обращении стаж с вредными условиями составил 5 лет 00 месяцев 06 дней. Стаж в районах Крайнего Севера - 11 лет 07 месяцев 09 дней, страховой стаж 29 лет 04 месяцев 07 дней, возраст заявителя 56 лет, что явилось основанием для назначения пенсии Карпенко С.А. по старости на основании п. 1 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований прокурора г. Муравленко, суд первой инстанции исходил из того, что на момент первоначального обращения за назначением досрочной пенсии по старости у Карпенко С.А. не возникло право на пенсию.
В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего, на момент первоначального обращения Карпенко С.А. за назначением пенсии, утратил силу с 1 января 2015 года) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно указанным нормам закона одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом на момент первоначального обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости Карпенко С.А., 20 ноября 1959 года рождения, имел возраст 54 года, общий страховой стаж 28 лет 8 месяцев 13 дней, стаж в районах Крайнего Севера составил 10 лет 10 месяцев 23 дня, при этом стаж с вредными (тяжелыми) условиями труда не был подтвержден.
Как следует из материалов дела, а также пояснений представителей Управления Пенсионного фонда РФ в г. Муравленко, в случае подтверждения при первичном обращении Карпенко С.А. за назначением пенсии стажа его работы в особых условиях (вредных, тяжелых) труда (за периоды работы с 28.01.1982 г. по 24.12.1986 г., с 28.12.1987 по 21.09.1991 и с 06.10.1992 г. по 20.05.1996 года), он бы имел право на назначение пенсии лишь при достижении им 55 лет.
На момент первоначального обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение - на 2 июня 2014 года и на дату принятия решения об отказе в назначении пенсии - на 2 сентября 2014 года у Карпенко С.А. право на назначение досрочной пенсии по старости не возникло как ввиду недостижения им соответствующего возраста, так и не подтверждения стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Более того, согласно расписке -уведомления о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии, датированной 2 июня 2014 года и имеющей подпись Карпенко С.А., следует, что при подаче заявления последнему было разъяснено о необходимости предоставления справок уточняющих особый характер работы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела по истечению трехмесячного срока с момента первоначального обращения Карпенко С.А. в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муравленко справки, уточняющие особый характер работы в частности за период с 28.01.1982 г. по 24.12.1986 г., с 28.12.1987 по 21.09.1991 и с 06.10.1992 г. по 20.05.1996 года, не представлены. Таковые были представлены лишь при повторном обращении Карпенко С.А. в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муравленко 27.04.2016 года.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475).
В силу п. 4 названных Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа).
В соответствии с п. 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв. Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года N16/19 па к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы, в том числе о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действовавший на момент первоначального обращения Карпенко С.А. Административный регламент, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 декабря 2011 года N1521н также предусматривал необходимость предоставления гражданином документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27, пункт 1 статьи 27.1 и подпункт 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) (п. 24).
Из названных положений закона следует, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение для подтверждения стажа работы гражданина на отдельных видах работ, в частности с тяжелыми условиями труда вправе разъяснять гражданину о необходимости предоставления таких документов для досрочного назначения пенсии.
Суд первой инстанции с учетом именно такого толкования правовых норм, подлежащих применению к возникшим отношениям сторон, пришел к правильному выводу о том, что в связи с недостижением Карпенко С.А. на момент первоначального обращения соответствующего возраста и не подтверждения продолжительности стажа, дающего права на досрочное назначение пенсии, пенсионный орган правомерно отказал в назначении пенсии при первоначальном обращении Карпенко С.А. за назначением досрочной пенсии по старости.
Суд также обоснованно указал, что на момент достижения Карпенко С.А. 55 лет, последний с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости не обращался, обращение имело место лишь 27 апреля 2016 года, именно с указанной даты ему назначена досрочная пенсия по старости.
В указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
определила:
Решение Муравленковского городского суда ЯНАО от 20 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, апелляционное представление без удовлетворения.
Судья /подпись/ В.Т. Атрошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.