Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Чернышевой И.В.,
судей Лозовой Ж.А., Щукина А.Г.,
при секретаре Тарасовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2017 года дело по апелляционной жалобе Охотниковой Н. Н. на решение Тюкалинского городского суда Омской области от 16 июня 2017 года, которым постановлено:
"Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области зачесть в стаж для назначения страховой пенсии по п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Охотниковой Наталье Николаевне периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
в льготном исчислении -1 год как 1 год 3 месяца: с 08.02.1999 года по 09.03.1999 года;
в календарном исчислении: с 05.04 2004 года по 02.06.2004 года, с 26.04.2007 года по 11.05.2007 года, с 28.04.2009 года по 26.06.2009 года, с 28.02.2014 года по 18.04.2014 года, с 04.09.2014 года по 15.10.2014 года.
В оставшейся части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Охотникова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области (ГУ - УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области), указав, что 01.11.2016 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с наличием необходимого 25-летнего стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением N 584685\16 от 09.12.2016 года ГУ - УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области ей было отказано в назначении пенсии, так как не выработан требуемый для ее назначения стаж. Она не согласна с решением, поскольку спорные периоды подлежат включению в стаж в льготном и календарном исчислении.
Просила включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 03.11.1990 по 03.03.1991, с 09.03.1995 по 31.07.1995, периоды отпуска по уходу за ребенком с 04.03.1991 по 24.05.1993, период обучения на курсах повышения квалификации с 08.02.1999 по 09.03.1999; в календарном исчислении периоды обучения на курсах повышения квалификации с 05.04 2004 по 02.06.2004, с 26.04.2007 по 11.05.2007, с 28.04.2009 по 26.06.2009, с 28.02.2014 по 18.04.2014, с 04.09.2014 по 15.10.2014 и обязать ГУ - УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области назначить таковую с 01.11.2016, т.е. с момента обращения в Пенсионный фонд.
Истец Охотникова Н.Н. судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской Капанина Е.А. в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица МУЗ "Тюкалинская ЦРБ" Лобода Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
В апелляционной жалобе Охотникова Н.Н. просит решение суда изменить, как постановленное с нарушением норм материального права, удовлетворить заявленные исковых требований в полном объеме. Считает, что подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 03.11.1990 по 03.03.1991, с 09.03.1995 по 31.07.1995, отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 04.03.1991 по 24.05.1993 при льготном исчислении один год работы в сельской местности за один год три месяца на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, поскольку его действие распространялось до 31.10.1999. Право на включение указанных периодов кроме того предусмотрено пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, согласно которому стаж работы для досрочного назначения пенсии включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в том числе периоды ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также действовавшими в период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком пунктом 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989, пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей". На основании изложенного полагает, что имеет право на назначении пенсии с момента обращения 01.11.2016 в связи с тем, что специальный стаж ею был выработан 10.05.2016.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, не явившиеся лица о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем коллегия судей рассмотрела дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Охотниковой Н.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Подпунктом 20 части 1 статьи 30 закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством РФ было принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пп. "н" п. 1 названного Постановления, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из материалов дела следует, Охотникова Н.Н., " ... " года рождения, 02.04.1990 была принята в Тюкалинскую районную больницу на должность медицинской сестры Коршуновской амбулатории, 02.11.1998 назначена на должность заведующей Охотниковским ФАП - фельдшера на 0,5 ставки и на должность медицинской сестры Коршуновской амбулатории на 0,5 ставки, 22.03.2000 Коршуковская амбулатория перепрофилирована в фельдшерско-акушерский пункт - 0,5 ставки фельдшера Коршуковского ФАП и 0,5 ставки завидущей Охотниковским ФАП - фельдшер, 01.01.2006 назначена на должность заведующей Коршуковским фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер, работает по настоящее время.
В связи с тем, что, по мнению Охотниковой Н.Н., она осуществляла лечебную деятельность необходимое количество лет, 01.11.2016 она обратилась в ГУ - УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области от 09.12.2016 N 58485/16 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Охотниковой Н.Н. отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Оценивая пенсионные права Охотниковой Н.Н., ответчик определилпродолжительность специального стажа - 24 года 02 дня в сельской местности.
Из решения пенсионного органа следует, что в специальный стаж Охотниковой Н.Н. не были включены периоды (кроме тех, которые истец не оспаривает) нахождения в отпусках по беременности и родам с 03.11.1990 по 03.03.1991, с 09.03.1995 по 31.07.1995, в отпусках по уходу за ребенком с 04.03.1991 по 24.05.1993 и на курсах повышения квалификации с 08.02.1999 по 09.03.1999 в льготном исчислении; на курсах повышения квалификации с 05.04 2004 по 02.06.2004, с 26.04.2007 по 11.05.2007, с 28.04.2009 по 26.06.2009, с 28.02.2014 по 18.04.2014, с 04.09.2014 по 15.10.2014 в календарном исчислении.
Законность решения суда в части возложения на ГУ - УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области обязанности включить Охотниковой Н.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды прохождения курсов повышения квалификации с 08.02.1999 года по 09.03.1999 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца и с 05.04 2004 по 02.06.2004, с 26.04.2007 по 11.05.2007, с 28.04.2009 по 26.06.2009, с 28.02.2014 по 18.04.2014, с 04.09.2014 по 15.10.2014 в календарном исчислении предметом оспаривания сторон не является и в силу ч. 2 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса РФ не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, перечнем должностей и учреждений предусмотрены в том числе в группе средний медицинский персонал должность "медицинская сестра" и "заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер" и учреждение "больницы всех наименований".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Согласно представленной в материалы дела копии трудовой книжке Охотниковой Н.Н. (л.д. 15) и справке, уточняющей характер работы (л.д. 16), трудовая деятельность истца с 02.04.1990 осуществлялась в сельской местности.
Таким образом, Охотниковой Н.Н. для приобретения права на досрочную пенсию по старости необходимо наличие специального трудового стажа не менее 25 лет.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Так, в соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
В соответствии с приведенными правовыми нормами пенсионного законодательства, регулирующего сложившиеся правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу, что периоды работы истицы в сельской местности, имевшие место с 02.04.1990 по 31.10.1999 могут быть исчислены в льготном порядке.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж Охотниковой Н.Н. в льготном исчислении периодов ее нахождения в отпусках по беременности и родам с 03.11.1990 по 03.03.1991, с 09.03.1995 по 31.07.1995 и отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 04.03.1991 по 24.05.1993 в льготном исчислении основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, с связи с чем судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
Из свидетельств о рождении N " ... ", N " ... " следует, что у Охотникова Н.Н. " ... " родила дочь Охотникову Елена Ивановну, " ... " родила дочь Охотникову Анастасию Ивановну (л.д. 49).
В материалы дела были предоставлены данные о стаже Охотниковой Н.Н., согласно которым периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 03.11.1990 по 03.03.1991, с 09.03.1995 по 31.07.1995, в отпусках по уходу за ребенком с 04.03.1991 по 24.05.1993 были зачтены ГУ - УПФ РФ в Тюкалинском районе Омской области в специальный стаж истца в календарном исчислении.
При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что период фактической работы с 02.04.1990 по 10.03.1999 был засчитан ответчиком в льготном исчислении, за вычетом вышеназванных периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком.
Установлено, что Охотникова Н.Н. с 03.11.1990 по 03.03.1991, с 09.03.1995 по 31.07.1995 находилась в отпуске по беременности и родам.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В Письме Минтруда РФ и ПФР от 04.11.2002 N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам" разъяснено, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", из которых следует, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь вышеизложенным, судебная коллегия приходит выводу о том, что в специальный стаж Охотниковой Н.Н. подлежат включению периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 03.11.1990 по 03.03.1991, с 09.03.1995 по 31.07.1995 в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца.
Кроме того, в период с 04.03.1991 по 25.05.1993 Охотникова Н.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не были учтены разъяснения, содержащиеся в п. 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии", согласно которым при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку Охотниковой Н.Н. отпуск по уходу за ребенком с 04.03.1991 по 24.05.1993 был предоставлен до 06 октября 1992 года во время работы в сельской местности в должности и в учреждении, которая подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для исчисления указанного периода в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
По правилам п. 1 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Охотникова Н.Н., " ... " года рождения, обратилась к ответчику за назначением пенсии по старости 01.11.2016, ответчиком засчитано 24 года 02 дня, судом первой инстанции 8 месяцев 4 дня специального стажа (18 дней в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца дополнительно к зачтённому ответчиком в календарном исчислении периода нахождения на курсах повышения квалификации с 08.02.1999 по 09.03.1999 и 7 месяцев 16 дней в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 05.04 2004 по 02.06.2004, с 26.04.2007 по 11.05.2007, с 28.04.2009 по 26.06.2009, с 28.02.2014 по 18.04.2014, с 04.09.2014 по 15.10.2014), судом апелляционной инстанции в специальный стаж засчитано 8 месяцев 26 дней (периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с 03.11.1990 по 03.03.1991, с 09.03.1995 по 31.07.1995 и отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 04.03.1991 по 24.05.1993 в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца).
Таким образом, общая продолжительность специального стажа истца на момент обращения за назначением пенсии составляет 25 лет 5 месяца 2 дня, что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по пп. 20 п.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения - 01 ноября 2016 года.
При таком положении судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Охотниковой Н.Н. о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную пенсию по старости на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тюкалинского городского суда Омской области от 16 июня 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с 03.11.1990 по 03.03.1991, с 09.03.1995 по 31.07.1995 и отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 04.03.1991 по 24.05.1993 в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца. Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тюкалинском районе Омской области включить Охотниковой Наталье Николаевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 03.11.1990 по 03.03.1991 с 09.03.1995 по 31.07.1995, отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 04.03.1991 по 24.05.1993 в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца, назначить Охотниковой Наталье Николаевне досрочную пенсию с 01 ноября 2016 года.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.