Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
Председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда: Синьковской Л.Г., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Крикуновой К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 16 августа 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МЧС РФ по О. области на решение Центрального районного суда г. Омска от 14.06.2017, которым постановлено:
"Исковые требования Минина А. П. к ГУ МЧС России по Омской области о признании решения незаконным, включении в состав участников подпрограммы, признания финансирования из федерального бюджета удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии по учету сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Главного управления МЧС России по Омской области от 07 апреля 2017 г. N 6 об отказе во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы Минина А. П. с составом семьи 4 человека: Минина А. П., " ... " г.р., супруги Мининой Е. А., " ... " г.р., сына Минина М. А., " ... " г.р., дочери Мининой М. А., " ... " г.р.
Обязать комиссию по учету сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Главного управления МЧС России по О. области включить в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы Минина А. П. с составом семьи 4 человека: Минина А. П., " ... " г.р., супруги Мининой Е. А., 1971 г.р., сына Минина М. А., 1998 г.р., дочери Мининой М. А., 2008 г.р.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать."
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Рассказовой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минин А.П. обратился в суд с иском к ГУ МЧС РФ по Омской области о признании решения незаконным, включении в состав участников подпрограммы, признания финансирования из федерального бюджета, указав, что с 24.11.1993 по 27.07.2015 проходил службу в ФПС МЧС РФ в ГУ МЧС РФ по О. области. Приказом от 27.07.2015 уволен с должности помощника начальника отряда (по материально-техническому обеспечению) ФГКУ 2 отряд ФПС по Омской области по достижении предельного возраста и болезни. 06.04.2017 обратился с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных жилищных сертификатов по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "жилище" на 2015-2020 годы. Однако, решением комиссии по учету сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС, военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, ГУ МЧС России по Омской области от 07.04.2017 ему было отказано в связи с тем, что общая продолжительность службы, финансируемой из федерального бюджета составила менее 10 лет.
Просил суд признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Омской области N6 от 07.04.2017 г. об отказе во включении истца на 2018 года в состав участников программы "Выполнение государственных жилищных сертификатов по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Обязать комиссию ГУ МЧС России по Омской области включить истца на 2018 год в состав участников вышеуказанной программы, и в 2017 году отправить пакет документов в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидаций последствий стихийных бедствий, в течение 20 дней после вступления решения в законную силу.
Признать, что в период с 01.10.2005 по 01.01.2009 его должность в федеральной противопожарной службе финансировалась за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец Минин А.П. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ МЧС РФ по О. области Крейк Т.В. исковые требования не признала, суду поясняла, что Минин А.П. работал на должности, финансируемой из федерального бюджета менее 10 лет, а именно 8 лет 5 мес., остальное время - за счет объектового бюджета или бюджета О. области, что подтверждается штатным расписанием и сведениями Министерства Финансов О. области, это является единственным основанием, по которому истец не был включен в подпрограмму.
Представитель третьего лица Министерства финансов О. области Коротун С.В. суду поясняла, что в период с 1995 по 2005 невозможно установить информацию о финансировании ГУ по делам ГО И ЧС по О. области, в связи с истечением сроков хранения документов. Разделение на областное и федеральное финансирование появилось только в 2006 г., при этом в законе об областном бюджете отсутствовало ГУ МЧС РФ по О. области, возможно, расходы на финансирование данного органа включены в расходы другого ведомства. В 2007 году из областного бюджета по подразделу 0310 "Обеспечение противопожарной безопасности" на обеспечение равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов РФ профинансирована часть расходов ГУ по делам ГО и ЧС по О., источником финансового обеспечения которых являлась субвенция из федерального бюджета. В 2008 году источником финансирования данных расходов явились безвозмездные поступления целевого характера из федерального бюджета.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица представителя П. О. области, при его надлежащем извещении.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС РФ по О. области Андреев А.А. просит отменить вынесенное решение, указывая, что суд первой инстанции при его вынесении пришел к необоснованному выводу о том, что стаж работы истца на должности, финансируемой из федерального бюджета составляет более 10 лет, поскольку в 2007 и 2008 г.г. источником финансового обеспечения расходов ГУ МЧС РФ по Омской области являлись безвозмездные поступления целевого характера из федерального бюджета. В обоснование приводит приказ ГУ МЧС РФ по Омской области от 03.10.2005, в соответствии с которым Минин А.П. назначен старшим инженером группы организации службы и пожаротушения 6 отряда ГПС МЧС РФ по охране Центрального АО г. Омска с 01.10.2005 за счет средств местного бюджета по контракту до декабря 2008 г., а также штатное расписание. Кроме того указывает на предоставленную Министерством финансов Омской области информацию, согласно которой численность сотрудников ГПС, финансируемых из областного бюджета составляет в 2007 г 1612 человек, в 2008 - 1612 человек, при этом финансирование ГУ МЧС РФ по Омской области осуществлялось из местного бюджета на основании договора от 30.12.2004.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Минин А.П., а также представитель третьего лица Министерства финансов Омской области Коротун С.В. просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, находят доводы жалобы необоснованными.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
При рассмотрении судом первой инстанции такие нарушения были допущены.
В соответствие с положениями п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
Согласно абз. 5 подп. "а" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствие с п. 10 Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что Минин А.П. проходил службу в органах федеральной противопожарной службы, с 24.11.1993 по 27.07.2015, был уволен по пункту "ж" части первой статьи 58 (по болезни) с должности помощника начальника отряда (по материально-техническому обеспечению) ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по О. области, выплата оклада денежного содержания по которой осуществлялась за счет средств федерального бюджета. Выслуга лет на дату увольнения 27.07.2015 составила в календарном исчислении 25 лет 05 месяцев 12 дней, на должностях, финансируемых за счет федерального бюджета - 08 лет 05 месяцев 24 дня.
В обоснование иска истец указывал, что в период его работы с 01.10.2005 по 01.01.2009 в должности старшего инженера группы организации службы и пожаротушения 6 ОГПС МЧС России О. области его должность финансировалась за счет средств субвенций, предоставляемых федеральным бюджетом.
Решением Центрального районного суда города Омска от 12.01.2016 г. Минин А.П. с составом семьи восстановлен с 01.08.1995 г. в списке лиц сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по договору социального найма.
Судом было установлено, что Минин А.П. и члены его семьи в настоящее время прав на жилые помещения не имеют.
Решением жилищной комиссии по учету сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Главного управления МЧС России по О. области от 07.04.2017 г. N 6 Минину А.П. с составом семьи 4 человека отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в связи с отсутствием службы на федеральном бюджете в размере 10 лет.
Удовлетворяя заявленные истцом требования о включении его в число участников программы по обеспечению жилищным сертификатом, районный суд исходил из того обстоятельства, что в период 2007 и 2008 г.г. финансирование ГУ по делам ГО и ЧС осуществлялось за счет поступлений целевого характера из федерального бюджета, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что к исчисленному ответчиком периоду работы истца на должностях федерального бюджета 8 лет 5 мес. 24 дня надлежит прибавить периоды 2007-2008 г.г., в связи с чем стаж истца превысит необходимый для участия в программе 10-летний порог.
Судебная коллегия находит указанные выводы районного суда не соответствующими имеющимся в деле доказательствам. Так, из Закона О. области от 20.11.2006 N 810-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год" следует, что всего на финансирование ГУ по делам ГО и ЧС на 2007 год запланировано 555 479,6 тыс. руб., в том числе средств федерального бюджета на обеспечение равного в федеральной пожарной службой повышения денежного довольствия и заработной платы 115 719,6 тыс. руб. (л.д. 125). Из Закона О. области от 21.11.2007 N 973-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" следует, что всего на финансирование ГУ по делам ГО и ЧС на 2008 год запланировано 842 443,1 тыс. руб., в том числе междбюджетные трансферты из федерального бюджета 805 648,7 руб. (л.д. 133). Указанные доказательства свидетельствуют о том, что в 2007-2008 на содержание ГУ по делам ГО и ЧС частично выделялись средства федерального бюджета. Однако, указанные доказательства не подтверждают тот факт, что должность истца финансировалась в этот период за счет средств именно федерального бюджета.
Кроме того, по мнению судебной коллегии, районным судом ошибочно включен в круг юридически значимых обстоятельств по делу вопрос о том, средства какого бюджета (федерального либо регионального) фактически были направлены на оплату труда истца. Юридически значимым для рассматриваемого спора являлся вопрос о том, к какому подразделению относилась занимаемая истцом должность, входила ли эта должность в федеральную противопожарную службу, учреждаемую Российской Федерацией, либо эта должность относилась к противопожарной службе субъекта Российской Федерации (О. области). Данный вывод вытекает из следующего.
Содержание вышеприведенных норм Правил в качестве обязательного условия для участия в Федеральной целевой программе предусматривает совокупность двух условий: увольнение из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с должности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, и наличие продолжительности службы в этом органе на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета, не менее 10 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868) (статья 8) и Положением о федеральной противопожарной службе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385) (пункт 6) возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.1) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Проверяя на соответствие Конституции РФ положений абз. 5 подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153) Конституционный Суд РФ в определении от 23.06.2009 N 911-О-О указал, что предоставление сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительных, финансируемых из федерального бюджета, гарантий улучшения жилищных условий в виде предоставления права на получение государственных жилищных сертификатов обусловлено особыми условиями осуществления их профессиональной деятельности. Для сотрудников же противопожарных служб субъектов Российской Федерации правовые механизмы обеспечения жильем могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации, что прямо вытекает из статьи 18 Федерального закона "О пожарной безопасности", предусматривающей, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится, в частности, осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей. Конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такая дифференциация не является произвольной и основывается на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права. Исходя из этого, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое в жалобе нормативное положение само по себе не может рассматриваться как устанавливающее необоснованную дифференциацию между сотрудниками противопожарных служб и, соответственно, как нарушающее принцип равенства, закрепленный статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истец в период с 01.10.2005 по 01.01.2009 работал в должности старшего инженера группы организации службы и пожаротушения 6 ОГПС МЧС России Омской области, которая содержалась за счет средств областного бюджета, что прямо следует из приказа о назначении истца на эту должность и штатных расписаний. 6 Отряд ГПС Омской области осуществлял охрану объектов, находящихся на территории Центрального АО г. Омска, в своем составе не имел пожарных караулов. 6 отряду ГПС по состоянию на 2002 год были подчинены 8 пожарных частей, содержащих пожарные караулы. Данных о том, что 6 отряд ГПС был учрежден в целях профилактики, тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на особо важных пожароопасных объектах в материалах дела не имеется, отряд учреждался приказом начальника Управления государственной противопожарной службы О. области, т.е. должностным лицом субъекта РФ.
В такой ситуации у суда не имелось оснований для включения периода работы истца в указанной должности в стаж работы на должностях федерального бюджета.
Из представленных в материалы дела штатных расписаний следует, что ответчиком стаж работы истца на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (должностях, относящихся к ФПС) определен верно; в стаж включен период нахождения истца в армии с 13.12.1990 по 11.11.1992. Всего таковой стаж истца составляет 8 лет 5 мес. 24 дня, что недостаточно для участия в федеральной целевой программе. Установленным законом обязательным условиям для участия в федеральной целевой программе Минин А.П. не соответствует.
В такой ситуации решение районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 14.06.2017 года отменить, принять по делу новое решение. Минину А.П. в удовлетворении заявленных к ГУ МЧС России по О. области требований отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.