Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Босси Н.А.,
судей: Альчиковой Е.В., Юдиной И.С.,
при секретаре: Михайловой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июля 2017 года гражданское дело по иску Алиева А.Ф. к администрации г.Тамбова, Управлению финансов Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди,
по апелляционной жалобе администрации города Тамбова на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 мая 2017 года,
Заслушав доклад судьи Альчиковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Алиев А.Ф. обратился в суд с иском к администрации г.Тамбова о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, указав, что состоит на ***.
Согласно постановлению администрации г.Тамбова от 3 февраля 2017 г. N 628 он с составом семьи один человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признан малоимущим. В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ он имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Просил суд обязать администрацию г.Тамбова предоставить ему благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В ходе рассмотрения дела администрация Тамбовской области, Министерство финансов РФ в лице УФК Тамбовской области привлечены в качестве третьих лиц, а Управление финансов Тамбовской области и Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Решением суда от 15 мая 2017 г. исковые требования удовлетворены, на администрацию г.Тамбова возложена обязанность предоставить истцу Алиеву А.Ф. вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г.Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям по договору социального найма, общей площадью не менее 16 кв.м.
В апелляционной жалобе администрация г.Тамбова просит решение отменить, принять новое решение с отказом в удовлетворении иска к администрации г.Тамбова.
Указывает, что исходя из положений статей ***, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Считает, что исходя из разъяснений Постановления Конституционного Суда РФ от *** г. N *** и Определения Конституционного Суда РФ от *** N *** Конституционного Суда РФ следует, что обеспечение жилыми помещениями граждан, ***, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Данная позиция Конституционного Суда изложена также в пункте *** Обзора практики Верховного Суда РФ ***), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ***), который предусматривает, что финансирование расходов на предоставление жилых помещений в соответствии с *** Федерального закона от *** осуществляется за счет средств федерального бюджета, поскольку данная льгота установлена федеральным законодательством.
Из возражения представителя третьего лица администрации Тамбовской области следует, что решение является законным, не подлежащим отмене.
Считает, что в соответствии со статьями 51,57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом, лицам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, жилое помещение предоставляется по договору социального найма органами местного самоуправления.
Учитывая имеющиеся данные о надлежащем извещении ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, третьих лиц Министерства финансов РФ в лице УФК по Тамбовской области, администрации Тамбовской области, представители которых не явились в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц. Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и администрация Тамбовской области ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения третьего лица на жалобу, выслушав представителей ответчиков администрации г.Тамбова и Управления финансов Тамбовской области, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся в силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Постановлением от *** г. N *** Конституционный Суд Российской Федерации признал п. *** ст. *** Закона *** не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, ***.
В определении от *** г. N *** Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил некоторые аспекты ранее принятого им Постановления от ***. N ***, указав, что полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации); этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом *** статьи *** Федерального закона "*** органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; при этом субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Во исполнение указанного выше Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, федеральным законодателем внесены изменения в статью *** Федерального закона "***" и пункт *** данной статьи изложен в новой редакции, предусматривающей, что *** предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, который включает в себя, в том числе заболевание, имеющееся у истца.
Установлено, что истец ***.
Истец принят на учет в составе семьи 1 человек в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как малоимущий и как лицо, имеющее право на внеочередное получение жилья постановлением администрации г.Тамбова от ***
Следовательно, обеспечение его жилым помещением должно производиться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец в собственности жилья не имеет.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец признан нуждающимся в предоставлении жилья, поставлен на учет органом местного самоуправления, и имеются все основания для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, однако истец не обеспечен жильем, чем нарушены его жилищные права.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных юридически значимых обстоятельствах по делу.
Вышеуказанные нормы закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от выделения субвенций из бюджета.
Истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выявленным у него заболеванием после 1 января 2005 г. С даты вступления в силу Жилищного кодекса РФ в отношении лиц, *** действует общий порядок обеспечения жильем. Специальное регулирование, предусматривающее обеспечение граждан этой категории, жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда отсутствует. Поэтому в соответствии со статьями 49,57 Жилищного кодекса РФ, истец имеет право на внеочередное предоставление ему жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от ***, администрация г.Тамбова после обеспечения жильем истца, не лишена возможности во взыскании за счет казны Российской Федерации убытков, причиненных бюджету г.Тамбова в связи с предоставлением квартиры истцу.
Фактически изложенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции, обоснованно признаны несостоятельными, направлены на переоценку выводов суда. Доказательств, которые бы повлияли на законность вынесенного судом решения, стороной ответчика не представлено.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешал в соответствии с материальным и процессуальным законом. В связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.