Председатель Верховного Суда Чувашской Республики Порфирьев Н.П., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Федорова Э.Ю., действующего на основании ордера в интересах гражданина Республики ... Рахманалиева Х.Ж., на постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 октября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики ... Рахманалиева Х.Ж.,
установил:
Постановлением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 октября 2015 г. гражданин Республики ... Рахманалиева Х.Ж. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ, указанное постановление не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Федоров Э.Ю. просит отменить судебное постановление, вынесенное в отношении Рахманалиева Х.Ж., производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовного наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (в редакции, действующей на момент совершения Рахманалиевым Х.Ж. административного правонарушения) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27 октября 2015 г. около 12 час. 30 мин. при проверке соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, с. Хыркасы, 637 км автодороги М-7, выявлен гражданин Кыргызской Республики Рахманалиев Х.Ж., прибывший на территорию Российской Федерации 7 июля 2015 г. в порядке, не требующем получения визы, и допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания - 5 октября 2015 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2015 г. (л.д. 2); копией паспорта Рахманалиева Х.Ж. и миграционной карты (л.д. 3), выпиской из базы АС ЦБДУИГ (л.д. 4 - 5), которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, Рахманалиев Х.Ж. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Рахманалиев Х.Ж. был трудоустроен и зарегистрирован по месту пребывания со сроком до 5 июля 2016 г. отмену судебного постановления не влекут.
Так, при рассмотрении дела Рахманалиев Х.Ж. о факте трудоустройства, а также о регистрации по месту пребывания суду не сообщил и соответствующих доказательств представлено не было.
Положения статей 30.16 - 30.19 КоАП РФ не предусматривают возможности при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении установления иных обстоятельств и оценки дополнительных доказательств, за исключением тех, которые являлись предметом исследования и оценки судов нижестоящих инстанций и были ими установлены при рассмотрении дела. На данной стадии судебного процесса проверяется законность и обоснованность принятых по делу решений по имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Учитывая изложенное, приложенные к жалобе на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении документы не могут быть приняты во внимание.
В связи с этим ссылки в жалобе на положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. правового значения в данном случае не имеют.
Оснований для изменения вынесенного в отношении Рахманалиева Х.Ж. постановления в части исключения из него наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, о чем ставится вопрос в жалобе, не усматривается.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 г. по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", ? 28; от 6 декабря 2007 г. по делу "Лю и Лю (Liu and Liu) против России", ? 49 и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении Рахманалиеву Х.Ж. административного наказания требования статьи 4.1 КоАП РФ судьей районного суда были соблюдены.
При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Рахманалиеву Х.Ж. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Кроме того, из материалов дела усматривается, постановление по делу об административном правонарушении как в части административного штрафа, так и в части административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда Рахманалиевым Х.Ж. исполнены (27 октября 2015 г. и 28 октября 2015 г. соответственно).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 октября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики ... Рахманалиева Х.Ж. оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката Федорова Э.Ю., действующего на основании ордера в интересах Рахманалиева Х.Ж., - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Чувашской Республики Н.П. Порфирьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.