Судья Пензенского областного суда Окунева Л.А.,
при секретаре Аблязове Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу защитника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенский областной клинический центр крови" Сатюковой И.В на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 20 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенский областной клинический центр крови",
установил:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 20 июня 2017 г. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Пензенский областной клинический центр крови" (далее - ГБУЗ "ПОКЦК", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, защитник ГБУЗ "ПОКЦК" Сатюкова И.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. Полагает вывод судьи о виновности юридического лица в инкриминируемом правонарушении ошибочным, судом не дана надлежащая оценка всем доказательствам и доводам привлекаемого лица, в том числе о недоказанности наличия у ГБУЗ "ПОКЦК" собственных средств, которые можно было направить на приобретение дорогостоящего оборудования, о принятии Учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению лицензионных требований, для чего в адрес учредителя - Минздрав Пензенской области, направлялись запросы о выделении денежных средств для приобретения требуемого медицинского оборудования. Кроме того, не проведен анализ полноты использования Учреждением оборудования, уже закупленного по Федеральной целевой программе развития Службы крови в 2008 году, которое обеспечивает инфекционную и иммуногематологическую безопасность гемотрансфузий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1230.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Сатюковой И.В., действующей в интересах ГБУЗ "ПОКЦК" на основании доверенности, поддержавшей жалобу, представителя Территориального органа Росздравнадзора по Пензенской области Моисеева Е.В., действующего на основании доверенности, просившего постановление судьи оставить без изменения, проверив материалы дела с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.03.2012 N 278н утвержден перечень оборудования для оснащения организаций здравоохранения (структурных подразделений), осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, согласно приложению N 2, в который включены: для клинической лаборатории - установка для водоподготовки, автоматический иммунногематологический анализатор для проведения иммунологических исследований; для лаборатории молекулярно-биологических исследований - автоматический/автоматизированный комплекс для генотестирования донорской крови.
На основании пункта 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 1 части 11 статьи 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Как усматривается из материалов дела, 26 апреля 2017 г. в ходе проведения плановой выездной проверки сотрудниками Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Пензенской области в отношении ГБУЗ "ПОКЦК" установлено нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, выразившихся в не соблюдении требований к организациям здравоохранения, осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов и перечню оборудования для их оснащения, в части оснащения медицинским оборудованием. В частности, в клинической лаборатории отсутствуют установка для водоподготовки, автоматический иммунногематологический анализатор для проведения иммунологических исследований; в лаборатории молекулярно-биологических исследований отсутствует автоматический/автоматизированный комплекс для генотестирования донорской крови.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБУЗ "ПОКЦК" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу факт совершения Учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях его защитником последовательно отрицался (в том числе в судебном заседании по рассмотрению дела судьей районного суда), при этом заявлялось о том, что Учреждением предприняты все необходимые и зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований в части оснащения ГБУЗ "ПОКЦК" медицинским оборудованием, в том числе, установкой для водоподготовки, автоматическим иммунногематологическим анализатором для проведения иммунологических исследований, автоматическим/автоматизированным комплексом для генотестирования донорской крови.
Согласно уставу ГБУЗ "ПОКЦК" учредителем Учреждения является Пензенская область. Полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Пензенской области. Учреждение финансируется, в том числе за счет бюджетных поступлений в виде субсидий. Согласно приобщенным к материалам запросам ГБУЗ "ПОКЦК" в Минздрав Пензенской области, до проведения 26 апреля 2017 г. плановой выездной проверки, в течение 2015-2016 г.г. Учреждение неоднократно обращалось в Минздрав Пензенской области по вопросу о выделении дополнительных денежных средств на приобретение вышеуказанного медицинского оборудования, однако, в соответствии с письменными ответами, в финансировании было отказано. Доказательств наличия у ГБУЗ "ПОКЦК" возможности и собственных средств, которые можно было бы направить на приобретение данного медицинского оборудования, в материалах дела не содержится.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что данным юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований, в том числе по оснащению ГБУЗ "ПОКЦК" медицинским оборудованием, однако реальная возможность для соблюдения указанных требований, у юридического лица отсутствовала, чему судьей районного суда при принятии решения не была дана надлежащая правовая оценка.
Указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, не были проверены судьей районного суда при рассмотрении дела и не получили должной оценки применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем принятое по делу постановление судьи подлежит отмене как необоснованное, не отвечающие требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 20 июня 2017 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Л.А.Окунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.