Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Сюсюкиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу представителя и.о. генерального директора Акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" (далее - АО "ЕРКЦ") Токарева А.В. по доверенности Ходжаева Р.К. на решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 16 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Токарева Александра Васильевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ИФНС России по г.Заречному Пензенской области "данные изъяты" N 9 от 10 мая 2017 г. и.о. генерального директора АО "ЕРКЦ" Токарев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 16 июня 2017 г. по жалобе Токарева А.В. постановление начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области от 10 мая 2017 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, представитель и.о. генерального директора Акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" Токарев А.В. по доверенности Ходжаев Р.К. просил решение судьи отменить в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением применения норм материального права и неправильным истолкованием закона, просил принять по делу новое решение.
В отзыве на жалобу начальник ИФНС России по г. Заречному Пензенской области "данные изъяты". просит решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 16 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании и.о. генеральный директор Акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" Токарев А.В., представитель и.о. генерального директора Акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" Токарева А.В. по доверенности Ходжаев Р.К. доводы жалобы поддержали, просили жалобу удовлетворить в полном объеме.
Представитель ИФНС России по г. Заречному Пензенской области Кривова Е.С., действующая на основании доверенности от 10 января 2017 г., доводы жалобы не признала, просила в её удовлетворении отказать, обжалуемое решение оставить без изменения, ссылаясь на доводы представленного в суд отзыва на жалобу заявителя.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
На основании статей 2.1 и 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административная ответственность по части 2 статьи 15.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Объективная сторона правонарушения части 2 статьи 15.1 КоАП РФ состоит, в том числе, в неиспользовании платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления с плательщиками наличными денежными средствами.
Субъектами ответственности за совершение административного правонарушения являются платежные агенты, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты и поставщики услуг.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Под поставщиком в указанном законе понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Плательщик, в силу Закона о платежных агентах, - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а под платежным агентом - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии с п. 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Согласно частям 14 и 15 статьи 4 Закона о платежных агентах платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В соответствии с частью 16 Закона о платежных агентах по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (пункт 18 статьи 4 Закона о платежных агентах).
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускается (часть 4 статьи 8 Закона о платежных агентах).
Оставляя постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Заречному Пензенской области - советника государственной гражданской службы Российской Федерации "данные изъяты". N 9 от 10 мая 2017 года без изменения, судья первой инстанции установилаи обоснованно исходила из того, что АО "ЕРКЦ" является платежным агентом, осуществляет деятельность по приему платежей от плательщиков в качестве оплаты за предоставленные коммунальные услуги.
Согласно распоряжению администрации по ЗАТО г. Заречного Пензенской области N 67/лс от 21 ноября 2016 г., Токарев А.В. является и.о. генерального директора АО "ЕРКЦ".
Основанием для привлечения Токарева А.В. как должностного лица к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что 20 апреля 2017 г. при осуществлении проверки соблюдения АО "ЕРКЦ" требований Федерального Закона N 103-ФЗ от 03 июня 2009 г. "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ либо Закон о платежных агентах), а именно: полноты зачисления денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей, на специальный банковский счет за период с 01 декабря 2016 г. по 28 февраля 2017 г., ИФНС России по г.Заречному Пензенской области было установлено неиспользование обществом как платежным агентом специального банковского счета при осуществлении им приема платежей от плательщиков за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, АО "ЕРКЦ" в соответствии с договорами на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за жилые помещения, коммунальные и иные услуги и ведению аналитического учета на осуществление агентом приема платежей за услуги связи, заключенными с Управляющими организациями (принципалами) обязалось оказывать за плату услуги, в том числе, за осуществление и перерасчет платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за предоставляемые Принципалом услуги, перечислению их на специальный и расчетные счета Принципала.
Сбор платежей за жилищные и коммунальные услуги, поступающие от Потребителей "Принципала", осуществлялся на счетах АО "ЕРКЦ", открытых в Пензенском отделении N 8624 ПАО Сбербанка России: N "данные изъяты" - специальный банковский счет, "данные изъяты" - расчетный счет.
АО "ЕРКЦ" заключены договоры об информационно-технологическом взаимодействии с банками: N П-2539/1 от 02.06.2014 с Банк ВТБ 24, N 416 от 04.12.2012 с ЗАО "Экспресс-Волга", N 13/2011 от 28.11.2011 с ОАО АКБ "Российский капитал", N 61856 от 12.05.2014 с ООО "ПэйнОнлайн Систем", N 45/2013 от 11.09.2013 с ОАО Банк "Кузнецкий", N 68/8624/2012 от 29.06.2012 с ОПАО "Сбербанк России".
По условиям договоров суммы денежных средств, принятых Банками от Плательщиков, должны перечисляться на расчетный счет Клиента - АО "ЕРКЦ", открытый в Пензенском отделении Сберегательного банка N 8624 N "данные изъяты", к/с "данные изъяты", БИК "данные изъяты"
В соответствии с заключенным договором банковского счета (специального банковского счета) б/н от 30.09.2011 между ОАО Сбербанк России с АО "ЕРКЦ" (Клиент), БАНК открывает Клиенту специальный банковский счет Поставщика (именуемые в договоре "Счет") N "данные изъяты" в целях осуществления расчетов с платежными агентами при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 N 103-ФЗ.
Согласно выпискам, представленным ПАО "Сбербанк России" Пензенского отделения N 8624 на запрос ИФНС России по г.Заречному Пензенской области, по операциям на банковских счетах АО "ЕРКЦ" за период с 01.12.2016 г. по 28.02.2017 г. сумма платежей, перечисленных на расчетный счет N "данные изъяты", не являющийся специальным банковским счетом, составила "данные изъяты" рублей.
Из представленной ПАО "Сбербанк России" выписки по операциям на специальном банковском счете АО "ЕРКЦ" за период с 01.12.2016 г. по 28.02.2017 г. установлено, что на основании договора б/н от 30.09.2011 г. осуществлялись денежные переводы на специальный банковский счет, открытый Платежным агентом АО "ЕРКЦ", на сумму "данные изъяты" рублей.
Из изложенного следует, что АО "ЕРКЦ", являющееся платежным агентом, использовало для осуществления расчетов при приеме от плательщиков денежных средств (платежей за жилищно-коммунальные услуги), в том числе, расчетный счет, не являющийся специальным банковским счетом.
На основании изложенного, установив, что АО "ЕРКЦ" как платежным агентом, в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняются требования, установленные ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, поскольку денежные средства в полном объеме не зачислялись на специальный банковский счет "данные изъяты" для осуществления расчетов, открытый в Пензенском отделении N 8624 ПАО Сберегательного банка, должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении N 60 от 21.04.2016 г. и начальником ИФНС России по г.Заречному Пензенской области "данные изъяты" вынесено постановление об административном правонарушении N 9 от 10 мая 2016 г. по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении и.о. генерального директора АО "ЕРКЦ" Токарева А.В.
Материалами дела установлено, что в действиях и.о. генерального директора АО "ЕРКЦ" Токарева А.В., выразившихся в том, что у него, как должностного лица, имелась возможность по соблюдению требований, установленных ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и недопущению совершения административного правонарушения, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения и.о. генерального директора АО "ЕРКЦ" Токаревым А.В. ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ подтверждается доказательствами: актом проверки N 1 от 20.04.2017, выписками по операциям на счетах, представленных Пензенским отделение N 8624 ПАО "Сбербанка России", договорами с поставщиками услуг, договорами с кредитными организациями, протоколом об административном правонарушении N 60 от 21.04.2016 и иными материалами дела, которым судьей первой инстанции дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного является обоснованным вывод судьи районного суда о том, что в действиях ОАО "ЕРКЦ" по использованию в своей деятельности как наличных, так и безналичных форм расчетов, установленных действующим законодательством Российской Федерации, содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные в обжалуемом решении выводы о наличии события административного правонарушения и виновности и.о. генерального директора АО "ЕРКЦ" Токарева А.В. мотивированы, не соглашаться с ними оснований не имеется.
Доводы Токарева А.В. и его представителя, изложенные в жалобе и озвученные в ходе судебного заседания, сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств, основаны на неправильном толковании законодательства самим подателем жалобы и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку не опровергают правильности выводов обжалуемого решения.
Несогласие заявителя и его представителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, толкованием ИФНС России по г.Заречному Пензенской области норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства, подлежащих применению в деле, а также указание на некорректность изложения текста обжалуемого постановления, не свидетельствует о том, что административным органом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, полагаю, что решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 16 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в отношении и.о. генерального директора АО "ЕРКЦ" Токарева А. В. подлежит оставлению без изменения, жалоба представителя и.о. генерального директора Акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" Токарева А.В. по доверенности Ходжаева Р.К. - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 16 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. генерального директора Акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" Токарева А. В. оставить без изменения, жалобу представителя и.о. генерального директора Акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр" Токарева А.В. по доверенности Ходжаева Р.К. оставить без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.