Судья Пензенского областного суда Окунева Л.А.,
при секретаре Старинском А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу защитника Карповой О.В., действующей в интересах Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы" (далее - МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы") на постановление командира СР ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Пензенской области от 15 марта 2017 г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 11 мая 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы",
установил:
постановлением командира СР ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Пензенской области Медведева В.А. N 18810358170220000246 от 15 марта 2017 г. МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 11 мая 2017г. постановление должностного лица изменено, МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона N 26-ФЗ от 7 марта 2017 г.) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, защитник Карпова О.В., действующая в интересах МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" по доверенности, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения. По делу не было принято во внимание, что финансирование Учреждения осуществляется из бюджета города Пензы и использование бюджетных средств должно производиться в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Между МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" как заказчиком и МУП "Пензадормост" как подрядчиком 1 апреля 2016 г. был заключен контракт, по которому подрядчик взял на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа г.Пензы во 2-4 кварталах 2016 года, в том числе по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Однако работы подрядчиком были выполнены некачественно. Таким образом, МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" не является субъектом данного административного правонарушения. Кроме того, на участках дорог в месте отсутствия или потертости горизонтальной дорожной разметки установлены дорожные знаки, которыми и должны руководствоваться участники дорожного движения.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Карповой О.В., действующей в интересах МКУ "Департамент ЖКХ г.Пензы" на основании доверенности, поддержавшей жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.03.2017 N 26-ФЗ) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) содержание дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 17 данного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
На основании пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. N 1090 (далее - ОП ПДД РФ), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Стандартом "ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 N 221, установлены требования касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки (пункт 4.2), ограждений, наружному освещению (раздел 3). Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные Стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 19 января 2017 г. МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы", в нарушение пункта 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ и пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-93 на участках: 4 км автодороги общего пользования от дома N 3А до дома N 67Б по проспекту Строителей; 4 км автодороги общего пользования от дома N 150 до дома N 60 по проспекту Победы; 1,5 км автодороги общего пользования от дома N 1А до дома N 46 по ул. Луначарского; 1,8 км автодороги общего пользования от дома N 16 до дома N 62 по ул. Чаадаева; 1,1 км автодороги общего пользования от дома N 104 до дома N 67 по ул. Красная; 0.3 км автодороги общего пользования от дома N 1 до дома N 7 по ул. Советская; 1,2 км автодороги общего пользования от дома N 67 до дома N 38А по ул. 40 лет Октября; от дома N 3А до пересечения с ул. Мира по ул. Окружная г. Пензы допустило недостатки в содержании автомобильной дороги, а именно: отсутствие горизонтальной разметки.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 58 ВА N 322164 от 10 марта 2017 г.; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 19 января 2017 г., составленным государственным инспектором дорожного надзора штабной группы СР ДПС ГИБДД УМВД России по Пензенской области ст.лейтенантом полиции Веденяпиным А.Ю., с приложенными фотоматериалами; договором о передаче объектов внешнего благоустройства из муниципальной имущественной казны города Пензы в безвозмездное пользование муниципальному учреждению "Департамент ЖКХ г.Пензы" от 16 марта 2007 г., предметом которого являются объекты внешнего благоустройства: дороги, тротуары, мосты и путепроводы, набережные, ливневые канализационные сети, пруды, водопропускные сооружения, светофоры и подземные переходы, указанные в приложении к настоящему договору; перечнем объектов внешнего благоустройства, передаваемых из муниципальной имущественной казны г.Пензы в безвозмездное пользование МУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" от 16 марта 2007 г.; актом приемки-передачи объектов внешнего благоустройства из муниципальной имущественной казны г.Пензы в безвозмездное пользование МУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" от 16 марта 2007 г.; уставом МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" от 30 декабря 2011 г., а также другими доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные обстоятельства послужили основанием для привлечения МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда с учетом внесения изменений в статью 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 07.03.2017 N 26-ФЗ, вступившим в силу 4 апреля 2017 года, а также с учетом положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно переквалифицировал действия МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" со статьи 12.34 на часть 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменив постановление в части размера назначенного наказания в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.34 и с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер штрафа до 100 000 руб.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Доводы жалобы о том, что МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку не несет обязанность по содержанию автомобильных дорог и не является лицом, ответственным за безопасность дорожного движения, опровергается положениями договора о передаче объектов внешнего благоустройства из муниципальной имущественной казны города Пензы в безвозмездное пользование муниципальному учреждению "Департамент ЖКХ г.Пензы" от 16 марта 2007 г., перечнем объектов, являющимся приложением к договору, уставом МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы", в соответствии с которыми на МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" возложена обязанность по организации работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа г.Пензы.
При этом согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Вопреки доводам жалобы заключение муниципального контракта N Ф.216.30810 от 1 апреля 2016 г. между МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" (Заказчик) и МУП "Пензадормост" (Подрядчик) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа г.Пензы, не свидетельствует об отсутствии вины МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы", поскольку в силу пункта 4.3 договора подряда заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком обязательств по настоящему контракту.
Данные доводы являлись предметом обсуждения при рассмотрении жалобы судьей районного суда и обоснованно были отклонены, как не свидетельствующие об отсутствии вины МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" в совершении административного правонарушения. Не соглашаться с таким выводом судьи оснований не имеется.
Указание в жалобе на то, что на участках дорог в месте отсутствия или потертости горизонтальной дорожной разметки установлены дорожные знаки, которыми и должны руководствоваться участники дорожного движения, не освобождает лиц, ответственных за состояние дорог, от обязанности содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Приведенные в жалобе доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых вышеуказанных актов. Оснований к переоценке доказательств не усматриваю.
Данные доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судьи.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене состоявшегося по делу судебного решения, которым изменено постановление командира СР ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Пензенской области N 18810358170220000246 от 15 марта 2017 г., не установлено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 11 мая 2017 г., которым изменено постановление командира СР ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Пензенской области N 18810358170220000246 от 15 марта 2017 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" оставить без изменения, жалобу защитника МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" Карповой О.В. - без удовлетворения.
Судья: Л.А.Окунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.