Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 августа 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Брянского В.Ю., Болотовой Л.А.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционному представлению Минераловодской межрайонной прокуратуры на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора в защиту права, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту права, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.
В обоснование административного иска административный истец указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Минераловодского городского округа законодательства о безопасности дорожного движения.
По полученной из отдела ГИБДД Отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу информации, в нарушение СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 783, согласно которому частичное пли полное отключение освещения в ночное время на улицах сельских поселений не допускается, на улицах Ленина и 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа отсутствует уличное освещение, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан в темное время суток.
Также, в нарушение "ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года N 221, на улицах Ленина и 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа имеются дефекты покрытия проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышающие предельно допустимые размеры.
В настоящее время администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края проводятся конкурсные процедуры по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по исправлению профиля гравийных дорог Минераловодского городского округа на 2017 год. По указанному контракту запланировано, в том числе, выполнение работ по исправлению профиля гравийных дорог по улице Ленина хутора Садовый, но работы по улице 25 Партсъезда не предусмотрены.
Непринятием мер администрацией Минераловодского городского округа по устранению указанных недостатков нарушены требования пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также администрацией округа нарушены требования пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
Кроме того, администрацией Минераловодского городского округа нарушены положения статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Также, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются исходными обязательствами муниципальных образований.
Непринятие мер администрацией Минераловодского городского округа по ремонту дорожного покрытия улиц, а также организации уличного освещения, негативно влияет на безопасность дорожного движения и может стать причиной совершения дорожно - транспортных происшествий, что в свою очередь может повлечь нарушение установленных статьями 20 и 41 Конституцией РФ прав на жизнь и на охрану здоровья граждан.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по непринятию мер к организации ремонтных работ дорожного покрытия улицы 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа и организации благоустройства в части освещения улицы Ленина и улицы 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа;
обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации ремонтных работ дорожного покрытия улице 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа;
обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации благоустройства в части освещения улиц Ленина и 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа.
По ходатайству административного ответчика суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчика управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2017 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по непринятию мер к организации ремонтных работ дорожного покрытия улицы 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа и организации благоустройства в части освещения улицы Ленина и улицы 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа.
На управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации ремонтных работ дорожного покрытия улицы 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа.
На управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации благоустройства в части освещения улицы Ленина и улицы 25 Партсъезда хутора Садовый Минераловодского городского округа.
В вышеуказанных требованиях к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано.
Не согласившись с решением суда, помощник Минераловодского межрайонного прокурора Чаплыгин И.В. подал на него апелляционное представление, в котором просит решение суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к администрации Минераловодского городского округа отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм процессуального права и неправильным применением норм материального права. Суд неправильно определилнадлежащего административного ответчика по спору.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Минераловодского городского округа Ревенко Д.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения. Указывает, что администрацией представлено, а судом дана надлежащая оценка того, что реализация вопроса дорожной деятельности на территории муниципального образования Минераловодский городской округ возложена на Управление, в связи с чем, данное лицо обязано обеспечивать надлежащее состояние дорог действующим техническим регламентам и другим нормативным документам.
Представители Минераловодской межрайонной прокуратуры, администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Беланова В.В., поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, согласно составленному 13 марта 2017 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Минераловодскому городскому округу акту, в хуторе Садовый Минераловодского городского округа на улицах Ленина и 25 Партсъезда отсутствует искусственное освещение на всем протяжении, имеются дефекты покрытия проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышающие предельные допустимые размеры.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 5, 19 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
В силу части 1 статьи 34, части 8 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" единственным исполнительно - распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, в структуру которой могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Частью 2 статьи 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в структуру местной администрации, утверждаемую представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации, могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, не являющиеся органами местного самоуправления и образовываемые в качестве юридических лиц в форме муниципальных казенных учреждений.
Статьей 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Таким образом, суд, удовлетворяя частично заявленные административные исковые требования, пришел к необоснованному выводу о том, что управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа уполномочено решать вопросы местного значения городского поселения, в связи с чем, является надлежащим административным ответчиком по настоящему спору.
Кроме того, суд первой инстанции в обоснование принятого решения сослался на неподлежащие применению нормы бюджетного законодательства о полномочиях распорядителя бюджетных средств, поскольку отношения между субъектами в процессе обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и в процессе организации дорожной деятельности не являются бюджетными правоотношениями.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно требованиям пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца в указанной части по основаниям, приведенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2017 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - отменить.
Принять в этой части новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора в защиту права, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционное представление - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.