Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.
судей Бачинской Н.Ю., Афанасьевой Т.В.
при секретаре Наточеевой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
31 июля 2017 года
дело по апелляционной жалобе Кулеминой Антонины Ивановны на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 15 мая 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кулеминой Антонины Ивановны к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным и отмене приказа от 28 ноября 2016 г. N об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по "адрес"; обязании заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по адресу: "адрес" предоставить Кулеминой А.И. в собственность указанный земельный участок на основании заявления от 10.10.2016 г. и представленных документов; требования о взыскании судебных расходов, отказать.
Заслушав доклад судьи Бачинской Н.Ю., судебная коллегия
установила:
Кулемина А.И. обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля (далее - ДАЗО мэрии г.Ярославля), в котором просит признать незаконным и отменить приказ директора ДАЗО мэрии г.Ярославля от 28 ноября 2016 г. N об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по "адрес"; обязать заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по адресу: "адрес", предоставить Кулеминой А.И. в собственность указанный земельный участок на основании заявления от 10.10.2016 года и представленных документов, взыскать уплаченную госпошлину и расходы на оплату юридических услуг в размере 20000 рублей, затраты на нотариальную доверенность в размере 1900 рублей.
В обоснование иска указано, что истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земель (или) земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, по адресу: "адрес", общей площадью 345 кв.м, с кадастровым номером N. Приказом ДАЗО мэрии г. Ярославля от 28.11.2016 года N в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по "адрес" было отказано, поскольку: возможно образование самостоятельного земельного участка; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не может быть утверждена по основаниям, указанным в пп.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ нарушены предусмотренные п.6 ст. 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам; согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201, образуемый путем перераспределения земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне железной дороги, где в соответствии с п.5.1. главы V СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома; запрашиваемый земельный участок находится в границах территории, на которой расположены временные строения и забор.
Истец считает указанный приказ ответчика незаконным и нарушающим права и интересы Кулеминой А.И., поскольку площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка составила бы 684 кв. м, что соответствует нормативам и является допустимым; возможность образования самостоятельного земельного участка с целью последующей продажи его с аукциона исключена, поскольку земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне железной дороги, где не допускается размещать жилую застройку; целевое назначение, как исходного, так и образуемого земельного участка, останется неизменным; образуемый земельный участок не будет иметь самостоятельного значения, а будет использоваться исключительно для эксплуатации уже построенного жилого дома; расположение на запрашиваемом путем перераспределения земельном участке бесхозного временного строения и забора не может являться законным основанием в отказе. Кроме того, в случае заключения соглашения о перераспределении земельных участков, истцом будет заплачена сумма выкупа - 15% от кадастровой стоимости, и в дальнейшем в казну будет поступать земельный налог, что на данный момент не происходит, т.к. спорный земельный участок фактически является бесхозным.
Утверждение ответчика о нарушении требований к образуемым земельным участкам не основано на фактических обстоятельствах, поскольку изломанности границ, вклинивания и вкрапливания образуемый земельный участок не порождает. Полагает, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков препятствует рациональному использованию земельных участков.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Голицина С.А., Голицин Н.П., Кашина Н.П.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового об удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя Кулеминой А.И. по доверенности Ветрову И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения по доводам жалобы не находит.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу, что оспариваемый приказ Директора департамента архитектуры и земельных отношений об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, является законным и обоснованным, поскольку у ответчика имелись законные основания к отказу в перераспределении земель, предусмотренные п.п. 9,11 пункта ст.39.29 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
С выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
С учетом градостроительного регламента, предусмотренного Правилами землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 года N 201, на земельный участок, планируемый к перераспределению распространяется градостроительный регламент территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж3).
Согласно п.п.1 п.2 ст. 38 Правил землепользования и застройки в г. Ярославле минимальная площадь земельных участков для размещения объектов индивидуального жилищного строительства устанавливается 0,02 га, максимальная площадь 0,15 га.
Таким образом, планируемый к перераспределению земельный участок площадью 339 кв.м может быть образован как самостоятельный земельный участок.
Позиция апеллянта, что испрашиваемый земельный участок не может быть сформирован как самостоятельный для застройки жилыми и малоэтажными жилыми домами, поскольку располагается в санитарно защитной зоне железной дороги, не позволяющей размещать жилую застройку, что также являлось основанием к отказу в перераспределении земельного участка, правильность принятого решения не опровергает.
Вышеприведенные Правила землепользования и застройки в основных видах разрешенного использования не исключают возможность формирования земельного участка из земель населенных пунктов для строительства объекта, не являющегося объектом капитального строительства, - для размещения антенн сотовой, радиорелейной и спутниковой связи, не исключается возможность формирования самостоятельного земельного участка в иных целях и в условно разрешенных, вспомогательных видах использования указанной зоны.
Кроме того, материалами дела подтверждается и не оспаривается апеллянтом, что испрашиваемый земельный участок по адресу "адрес" огорожен забором, на нем расположены строения.
Согласно сведений АО "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ" от 18.10.2016 года по состоянию на 30.01.1998 года на жилой дом по адресу: "адрес" зарегистрированы права ФИО5 (1/2), ФИО6, ФИО7 ( по 1/4).
Права указанных лиц на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке на момент разрешения спора в установленном законном порядке не прекращены.
По существу из анализа положений закона (ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ) следует, что возможность перераспределения земельных участков допускается только за счет свободных от прав земель путем присоединения их к принадлежащему участку.
Вместе с тем из материалов дела не следует, что испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц.
Из представленной схемы расположения земельного участка не следует, что вновь образованный земельный участок приводит к изломанности границ, вместе с тем указанное основание в числе прочих оснований к отказу в перераспределении земельного участка, основанием к отмене решения суда с учетом иных правомерных оснований к отказу, не являются.
Также не является основанием к отмене решения суда и то обстоятельство, что площадь вновь образованного земельного участка в результате перераспределения составила бы 684 кв.м, что соответствует нормативам.
В целом доводы жалобы повторяют позицию истца, занимаемую в суде первой инстанции, и основанием к отмене решения суда не являются.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, вывод суда о наличии у Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля законных оснований, для отказа в заключении соглашения о перераспределении, испрашиваемого истцом земельного участка является верным.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Кулеминой Антонины Ивановны на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 15 мая 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.